Форум Балашовского ВВАУЛ(ВАИ) Последнее посещение: Не было
Вы не зашли [Войти ]
Вниз

Версия для печати | Подписаться | Добавить в избранное   Создать новую тему Опрос:
Автор: Тема: Не ходите, дети, в грозу гулять!
Эдуард70
Лейтенант
**




Сообщений: 119
Зарегистрирован: 10-10-2012
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 24-12-2013 в 20:26 Ответить с цитированием
Не ходите, дети, в грозу гулять!



Небо! Сколько раз оно расскрывало передо мной свои просторы и, каждый раз, было разным. Для обычного человека небо -это простор, который дарит тепло или холод, радует или огорчает своими погодными капризами. Для пилота, небо - это рабочее пространство.
Перед предстоящим взлётом каждый пилот обязательно взглянет туда, куда он поднимется через несколько минут.
Вот так и я, однажды, в прошлые, далёкие уже теперь годы, пристально вглядывался в причудливые облака, натекающие на аэродром, пытался разобраться в этом нагромождении, чтобы найти наиболее безопасный проход для набора эшелона. Предстоящий вылет в Афганистан с грузом боевого назначения на самолёте Ил-76 представлялся не простым. Душманы вели активную борьбу с такими самолётами. Надо было обмануть их ожидания, пройти по необычному маршруту и, учитывая положение Солнца, не попасть под прицел "Стингера".
По информации синоптиков, мощные грозовые облака сформировались на юге в виде отдельных очагов. Это обеспечивало безопасный набор высоты и выход на маршрут с помощью бортового радиолокатора. На эту возможность рассчитывал и я. Пилотам известно об опасности входа в грозовую облачность. Многие из них, наверно, не раз испытали, чем грозит приближение к этой "чёрной горе" облаков. Мощные воздушные потоки бросают самолёт, как щепку. Не каждый воздушный лайнер может выдержать такую нагрузку. Правильно было бы отложить вылет, но это приведёт к нарушению графика движения по заявленному времени пересечения государственной границы. Для военного пилота, вылет по графику - это тот же приказ, который он обязан выполнить.
Затянувшаяся загрузка самолёта явно осложняла задачу. Боевые комплекты залпового огня с осторожностью размещали в грузовой кабине.
К моменту взлёта я уже с тревогой смотрел на почерневшее небо. Взлёт произвели в напряжённом ожидании борьбы со стихией. Проблески молнии в южном направлении, куда нам предстояло лететь, угрожающе предупреждали нас об опасности. Нагруженный самолёт неохотно набирал высоту. Развернувшись на курс следования по маршруту, стало очевидным, что единственный проход между облаками стремительно сужался и опоясывал самолёт сзади, отрезая путь к возвращению. Усиливающаяся болтанка явно демонстрировала нам опасность приближения к этой стихии. Но что же делать? Назад уже не возможно, вперед опасно, выше не имеем возможности, нагруженный самолёт не сможет преодолеть этот грозовой фронт сверху. Локатор позволял выделить опасные ядра, и оставалась единственная надежда протиснуться между ними. При приблежении к чернеющим громадам облаков необычное свечение охватило самолёт: голубые огненныё струйки бежали по лобовому стеклу причудливыми змейками и всё плотнее накрывали самолёт. Потом я узнал, что эти огненные струйки называются огнями святого Эльма. Возникают они при высокой электролизации корпуса самолёта. В радиоэфире сплошной треск и шипение не позволяли связаться с землёй и получить помощь в направлении безопасного полёта. Электролизация самолёта полностью вывела из строя радиосвязь. Вспыхивающие всполохи молнии ослепляли, стрелки приборов прыгали, болтанка вырывала тело из кресла, напрягая привязные ремни. В мыслях оставалась одна задача: удержать угол атаки, прыгающий по шкале, и не потерять скорость. Обстановка осложнялась. Водный поток обрушился на самолёт. Теперь стекло залило водой, на мгновение, мелькает идиотская мысль: может мы уже под водой? Вспыхнувший разряд молнии, с треском разорванной простыни, вновь ослепил. Побледневшее лицо борттехника добавляло беспокойства. Если водная стихия приведёт к остановке хотя бы одного двигателя, мы свалимся в ту "преисподнюю", откуда вряд ли выберемся. С мольбой спрашиваю штурмана: что впереди? Но что он может мне ответить, экраны локаторов в сплошной засветке. Мгновения кажутся вечностью, это я понял тогда. Выбираю оптимальный режим в ручном пилотировании. Автопилот давно выбило. Да и не справится он с таким полётом. Стрелка прибора перегрузки скачет у запредельных величин. Речевой информатор женским спокойным голосом извещает нас о предельных режимах полёта. Хочется закричать ему: "Заткнись!" Только бы выдержали двигатели. Уменьшили им режим, идём со снижением. Это позволит удержать скорость при очередном броске, не свалит самолёт на хвост. С напряжением ожидаю ещё один сюрприз - удар молнии в самолёт. Мелькающие всполохи почему-то обходят пока нас. В грузовой кабине военные грузы - 40 тонн боеприпасов. Удар молнии может стать для нас последней точкой в этом мире.
Когда же это кончится? - сверлит голову один вопрос. На земле метеорологи сказали, что по маршруту отдельные грозы, а не сплошной фронт. В мыслях обращаюсь к самолёту: "Ещё немного, друг, выдержи, не подведи!" Минуты тянутся вечностью. Броски вверх чередуются с падением до 500 метров вниз. Весь самолёт в голубом струящемся огне. По докладу оператора из задней кабины, самолёт горит. Кажется, это не кончится никогда. По глухому молчанию членов экипажа чувствую их полное напряжение. У них надежда только на меня. Идём по грани возможного полёта. По часам, такой полёт продолжался минут 15. Для меня он казался бесконечным. Постепенно броски становятся слабее. Штурман усмотрел по локатору небольшую прогалину в сплошной засветке. Осторожно доворачиваю самолёт на новый курс. В кабине немного светлеет. Всполохи молнии не рвут воздух над головой, разрезают небо в стороне. Ещё немного. Появилась надежда, что выберемся.
Стихает непрерывная болтанка и броски самолёта. Водный поток на стекле размывается и отдельными струйками разбегается в стороны. Облака светлеют. На последок нас несколько раз сильно тряхнуло, хлопнуло, в очередной раз, разрядом молнии и выбросило в голубое пространство неба. Ух..! На улыбку уже сил не оставалось. Впереди был ещё весь полёт над горами Афганистана под враждебными прицелами душманов. Испытание стихией сказалось и на работе радиостанций. Из-за разрушения антенн связь с наземными пунктами стала неустойчивой. С трудом связываемся с Землёй, корректируем свой маршрут, выбираемся на воздушную трассу. В мыслях, с благодарностью, за прочность нашего самолёта, обращаюсь к конструкторским коллективам фирмы Ильюшина. Ил-76 - это, действительно, хороший и надёжный самолёт, который способен выдержать значительные нагрузки. Для нас этот полёт закончился без серьёзных последствий, только благодаря прочности конструкции. Ну, а исчезнувшие антенны и выступающие огни АНО, срезанные водной стихией, можно за потери и не считать. Рано поседевшие головы пилотов - тоже не в счёт - такая работа. Для молодых пилотов дам совет:"Не ходите, дети, в грозу гулять!"
Через несколько дней воздушных путешествий наш корабль приближался к родному аэродрому. Дым родных труб города узнаваем издалека. С радостным облегчением даю команду:"Малый газ!", перед приближением самолёта к знакомой посадочной полосе. Взревев реверсом двигателей, самолёт замедляет свой бег и подруливает к своей домашней стоянке. Дома нас ждут родные и близкие люди. По удивлённым глазам можно прочитать их радость за возвращение родных людей с поседевшими висками и морщинками у глаз от яркого Солнца высокого неба.

Эдуард70 прикрепил изображение:
50%.jpg - 48.38kb
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
koziy41
Super Moderator
*******




Сообщений: 1944
Зарегистрирован: 26-3-2011
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 26-12-2013 в 12:39 Ответить с цитированием


Молодец, Эдуад Алексеевич!. Очень поэтично и достоверно. Продолжай!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
Эдуард70
Лейтенант
**




Сообщений: 119
Зарегистрирован: 10-10-2012
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 26-12-2013 в 18:34 Ответить с цитированием


Спасибо! Иосиф Иванович! Вы своим активным участием оживляете этот сайт. Вот, по статистике этого сайта, Вы стали самым активным участником. Даже для современных генералов, это недостижимый результат. Заглядываю и я, иногда, сюда. Мой рассказ про грозу - это пережитое событие. До сих пор в памяти. С экипажем 363 втап, уже в звании полковника, я попал в такую переделку после взлёта с аэр. Чимкент. Считаю, допустил ошибку, попав в грозовую ловушку. Опубликовал здесь, чтобы не ходили ребята больше в грозу. Только Ил-76 мог выдержать. Его и благодарю. Жаль, что читают зти предостережения теперь не многие.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
SAS
Капитан
***




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 28-12-2013 в 17:47 Ответить с цитированием


Не немногие :). Просто читать -не писать.

С Уважением.
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
Создать новую тему Опрос:


На верх


Powered by XMB
Developed by Aventure Media & The XMB Group © 2002-2005