Форум Балашовского ВВАУЛ(ВАИ)

24.04.06. Катастрофа Ан-32 в Афганистане.
ANDY - 26-4-2006 в 13:33

Авиакатастрофа в Афганистане: героически погибли 2 украинца
В результате катастрофы самолета Ан-32, случившейся 24 апреля вблизи г. Кандагар (Исламская Республика Афганистан), погибли двое граждан Украины - командир самолета и второй пилот.

Об этом сообщили в пресс-службе Министерства иностранных дел Украины.

Еще двое граждан Украины - штурман и бортинженер - получили тяжелые травмы.

Катастрофа произошла в 11.40 по местному времени во время захода самолета на посадку, когда на взлетной полосе неожиданно появился грузовик. Избегая столкновения с ним, самолет выехал за пределы полосы и врезался в окружающие ее здания.

Посольство США в Афганистане отмечает, что своими действиями украинские пилоты спасли жизни многих людей, в том числе и пассажиров, находившихся на борту самолета.

На борту самолета находилось 13 пассажиров, которые не пострадали.

P.S. Оба погибших пилота из ГА. Светлая память Сайкину Виталию Ивановичу и Цесарскому Владимиру.


ANDY - 27-4-2006 в 11:24

Крутое пике "Антоновых"


Говорят, у корпорации "Антонов" наступают сложные времена. С каждым годом все больше самолетов, произведенных ею, терпят крушения, что не сильно поднимает авторитет украинской авиапромышленности в мире. Очередным своеобразным напоминанием об этой проблеме стала авиакатастрофа в африканской республике Чад. Так ли это?

Первый упавший

В столице Чада Нджамене 23 апреля в 6:56 по киевскому времени, потерпел крушение транспортный самолет Ан-74.

Самолет Ан-74ТК-200, принадлежал Харьковскому государственному авиационно-производственному предприятию и выполнял рейс по маршруту Триполи (Ливия) - Сепха (Ливия) - Джамена (Чад). На борту находился экипаж в составе 4 человек (два пилота, штурман и бортинженер) и техническая бригада по обслуживанию в составе двух авиатехников.

По словам представителя Агентства по безопасности и аэронавигации по Африке и Мадагаскару, все они погибли. По данным агентства, самолет Ан-74 принадлежал одной из небольших украинских авиакомпаний и был зафрахтован ливийской стороной. Все погибшие члены экипажа были гражданами Украины.

Самолет перевозил продовольствие: пшеничную муку, пищевой жир и сахар в качестве гуманитарной помощи Чаду.При заходе на посадку на его борту возникли технические проблемы. Самолет столкнулся с землей и загорелся. Сейчас он полностью разрушен. Обломки лежат на территории Камеруна.

Государственная авиационная служба Украины сформировала комиссию по расследованию причин катастрофы в составе представителей самой службы, АНТК имени Антонова, ХГАПП, ОАО "Мотор Сич" во главе с уполномоченным ее представителей - начальником отдела расследования авиационных событий Виктором Швецом. Вылет представителей Украины на место событий был запланирован на 26 апреля служебным рейсом на самолете Ан-12 АНТК им. Антонова с аэродрома Гостомель.

Последние аварии сделали харьковских авиаторов суеверными. Число 23 они уже начали считать фатальным. 23 декабря 2002 года разбился самолет Ан-140 в Иране. В 2005 году, в этот же день произошла авиакатастрофа в Азербайджане под Баку. 23 апреля 2006-го - Африка. Это уже не совпадение, это - фатальная закономерность.

По словам родственников погибших, официальных свидетельств о смерти летчиков еще нет - пока вся информация поступает по телефону. Но дата похорон уже назначена. Прощание с жертвами катастрофы состоится в субботу. Без официальных уведомлений родственники и близкие отказываются верить в случившееся и продолжают надеяться на чудо.

На что надеются на харьковском авиазаводе, которому принадлежал самолет, неизвестно. От каких-либо комментариев здесь отказываются. На АНТК имени Антонова, где была разработана эта модель, ждут выводов следственной комиссии.

Необходимо отметить, что катастрофа украинского Ан-74 знаменательна тем, что это первая авария самолета данной модели за всю историю. Потому можно сделать вывод, что расследование результатов именно этой катастрофы - дело чрезвычайной важности. Ему представители украинского авиапрома, без сомнения, уделят много внимания.

Плановые падения

Двое граждан Украины - командир самолета и второй пилот погибли в результате катастрофы самолета Ан-32, которая произошла 24 апреля, на следующий день после аварии в Камеруне, неподалеку города Кандагар в Афганистане.

Еще 2 украинца - штурман и бортовой инженер получили тяжелые ранения. На борту самолета были 13 пассажиров, которые не пострадали. Эта катастрофа произошла в 11:40 по местному времени во время захода самолета на посадку, когда на взлетной полосе внезапно появился грузовик. Самолет, пытаясь избежать столкновения, выехал за пределы полосы и врезался в ближайшие строения, из-за чего погибли еще две женщины.

На борту самолета, зафрахтованного американским правительством, летели работники международного бюро по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Посольство США в Афганистане отмечает, что своими действиями украинские пилоты спасли жизнь многим людям, в том числе и тем, кто находился на борту самолета. Эту ситуацию контролируют МИД и посольство Украины в Узбекистане.

Еще одной знаковой катастрофой было крушение машины, собранной на Харьковском авиационном заводе 23 декабря 2005 года.

Тогда под Баку произошла авария выполнявшего рейс "Баку - Актау" самолета Ан-140-100 производства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. В результате катастрофы погибли 23 человека - 18 пассажиров и 5 членов экипажа.

Для расследования причин авиакатастрофы украинская сторона 24 декабря 2005 года отправляла в Азербайджан комиссию, в которую вошли представители Государственной службы по надзору за обеспечением безопасности авиации, авиационного научно-технического комплекса имени Антонова, Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс", ХГАПП и "Мотор-Сич".

Потерпевший крушение самолет - один из двух Ан-140-100, поставленных "Азербайджанским авиалиниям" по контракту от 8 июля 2004 года, всего по этому контракту ХГАПП должен поставить азербайджанскому авиаконцерну 4 самолета.

27 декабря "Азербайджанские авиалинии" приостановили использование самолетов Ан-140. Эксперты изучали записи бортовых самописцев упавшего Ан-140 и только после этого обещают официально обнародовать причины катастрофы.

Причиной Бакинской катастрофы стал отказ бортовой техники. Такие данные распространила правительственная комиссия по расследованию инцидента.

Через 5 минут после взлета на лайнере "Азербайджанских авиалиний" отказал альтиметр (устройство, показывающее высоту полета самолета), а также компасы и приборы, сообщающие пилотам о положении в воздухе. "После того, как это произошло, экипаж больше не мог управлять машиной", - заявил на пресс-конференции в Баку глава авиакомпании Джахангир Аскеров.

Производители самолета не согласны с выводами комиссии. Так, глава конструкторского бюро имени Антонова Павел Науменко заявил, что все названные устройства имеют "дублеров" с независимыми источниками питания, что делает их одновременный отказ практически невозможным.

Генеральный директор АНТК "Антонов" Анатолий Мялица отметил, что по его информации, ситуация с обстоятельствами катастрофы "очень запутанная".

Расследование причин катастрофы проводилось и с участием специалистов Межгосударственного авиационного комитета, который проводил сертификацию самолета типа АН-140.

Отвечая на вопрос, почему была приостановлена эксплуатация азербайджанского самолета Ан-140, гендиректор корпорации "Антонов" отметил, что это нормальная практика, которая применяется в случае катастроф самолетов различных типов. В то же время, он опроверг сообщение о том, что государственный концерн "Азал" отказался от дальнейшей закупки украинских самолетов Ан-140. Третий "Антонов" намеревались доставить в Азербайджан 30 декабря, однако из-за аварии этого пока не сделано. По словам Анатолия Мялицы, азербайджанская сторона не уведомляла официально об отказе от продолжения контракта.

Региональный пассажирский самолет Ан-140-100 прошел полный цикл сертификационных испытаний, в которых подвергся всем необходимым проверкам, установленным для пассажирских самолетов. Все бортовые системы самолета, работоспособность которых влияет на безопасность полета, дублированы. Соответствие самолета Ан-140-100 современным нормам безопасности полета подтверждено национальным и международными сертификатами.

Вечером 19 января потерпел аварию военно-транспортный самолет ВВС Словакии Ан-24 российского производства. Он разбился в районе словацко-венгерской границы. Погибли все, кроме одного, находившиеся на борту члены экипажа и пассажиры. Общее число жертв составило 47 человек.

Обломки старого самолета собирали близ венгерского приграничного населенного пункта Телкибаня на востоке страны. Самолет совершал рейс из административной столицы Косово Приштины в город Кошице в Восточной Словакии. На нем летели домой словацкие миротворцы.

Результатом аварии стал трехдневный траур, отставка министра обороны Словацкой республики и заявление словацких военных о плановой замене 2 оставшихся на балансе армии самолетов Ан-24 на что-либо более новое до 2010 года.

Неприятная статистика

В 2006 году, на момент написания материала в мире произошла уже 41 авиакатастрофа. Главными действующими персонажами 10 из них были самолеты "Антонов" или же собранные по его лицензиям. Это, ни много, ни мало, почти 25%, то есть каждая десятая авария. Пора бы подумать и о престиже украинской авиационной промышленности.

В "антоновских" авариях погибло 74 человека.

В 2005 году в мире на долю самолетов "Антонов" приходилось 19% аварий, то есть каждое пятое авиапроисшествие - 32 из 169 зафиксированных, - было на счету самолетов "Ан". В них погибло почти 200 человек.

Самое большое число "погибших" "Антоновых" в 2006 году - среди модели военного грузовика Ан-12, и все три в Африке. В двух авариях, по заключениям экспертов, виноват человеческий фактор, у третьего "борта", по сообщениям СМИ, сразу после взлета отказали сразу три из четырех двигателей. Самолет упал в пяти километрах от взлетной полосы и загорелся. В этих авариях никто не пострадал. Всего же в мире по разным причинам погибло 164 самолета этой марки за всю историю ее эксплуатации.

В 2006 году погибло также 2 многоцелевых самолета Ан-26, также оба в Африке. Один из них пострадал при взлете из-за того, что у него загорелась передняя покрышка, погибло 20 пассажиров. Второй Ан в Судане задел здание, покалечив трех пассажиров. Вины производителей в авариях этих устаревших по всем параметрам самолетов нет. За все время эксплуатации в аварии попало 104 самолета этой марки.

В этом году потерпели крушение также 2 легендарных "кукурузника" Ан-2, которые сейчас выпускаются только в КНР. Один снова же в Африке, серьезно покалечил 3 пассажиров, а на другом недалеко от Терека (Россия) "решили полетать" пятеро пьяных. Одна женщина находится в реанимации, четыре человека погибли. Судя по всему, во время аварии за штурвалом была женщина, которой "дали порулить". Всего же в мире произошло 272 аварии, связанные с этой одной из старейших моделей корпорации "Антонов", которая начала выпускаться более пятидесяти лет назад.

О трагедиях в Афганистане (Ан-32, 51 авария за всю историю), Венгрии (Ан-24, 164 катастрофы) и республике Чад (Ан-74) было рассказано выше.

Как отмечают украинские эксперты журнала "Автопром": "С учетом того, что в прежние времена было выпущено и продано по всему миру огромное количество самолетов Ан, большинство из которых вылетали все возможные и совсем невозможные ресурсы эксплуатации и в большинстве обязаны переселиться в музеи, рост катастроф Анов будет неизбежно увеличиваться с каждым следующим годом. А с учетом неприлично мизерного выпуска новых самолетов на их исторической родине в Украине, самолеты "Антонов" исчезнут физически".

С последним тезисом позволим не согласиться. Украинский авиапром постепенно вылазит из той ямы, в которую он попал с развалом Союза. Пусть с россиянами, которые для украинцев в этой отрасли являются "заклятыми друзьями" (с ними сложно работать, однако без них невозможно обойтись - 40-60% всех комплектующих поставляют предприятия РФ), но он все же развивается, хотя еще не в том объеме, что был раньше. Об этом свидетельствуют разработки новых моделей Ан-70 и Ан-140.

Кроме того, упрямая статистика все-таки говорит в пользу надежности самолетов Ан против заморских "Боингов", "Локхидов", "Цесн" и "Аэробусов", которые, тем не менее покупать не перестают.

Известны цифры, что в 85% аварий виноват так называемый "человеческий фактор", об этом не стоит забывать. Кроме того, большинство падающих Анов, как уже выше отмечалось, давно отлетали свой 25-летний запас прочности. Потому не стоит раньше времени хоронить украинскую авиационную отрасль, сохранившую практически все самое ценное со времен СССР. Однако нужно быть готовым к тому, что дряхлые самолеты, произведенные в Украине или по лицензии "Антонова", которые принадлежат небольшим украинским авиакомпаниям, будут падать все в больших количествах. Если их владельцы не начнут плановую замену устаревших моделей самолетов на более новые.

Но это уже не проблема корпорации "Антонов". И хотя до обнародования выводов комиссии по расследованию трагедии в Чаде выводы делать рано, в гибели 3 подряд упавших Анов за три дня ее специалисты, скорее всего, не виноваты. А повинен все тот же пресловутый "человеческий фактор" и банальное несоблюдение правил техники безопасности.


Tifus - 28-4-2006 в 19:34

Andy - респект! Хороший, емкий материал!


Владимир Николаевич - 28-4-2006 в 20:11

Спасибо за подробную информацию!

У профессиональных журналистов такую не получишь.