По многочисленным просьбам создана эта тема, пишите наздоровье )
Дело было в Шперенберге ( ГДР) в 1980 году в январе. Прибыли мы практически только- только, меня поставили на Ан-12, ибо я единственный из прибывших
имел на нём налёт (остальные только на Ан-26). Затеяли, значит, командирские полёты. Поставили меня в экипаж п/п-ка Шильникова. Прибыл он незадолго
до меня по замене с Чкаловской (Мостик), где летал на ВКП МО праваком. А там должность п/п-ка. Вот его и поставили на замкомэска. Ну, после
предполётных залазим мы в самолёт, а он и говорит: «Тебе надо сразу с командирского сиденья летать.» Ну а я возьми и брякни, что стажировку дома в
Тбилиси (Ново-Алексеевка) проходил. (Где он теперь, мой любимый борт «27»?)И что я там как хотел, летал. Вот-вот, говорит он, покажи класс. Короче
сделали мы кружок, на заходе удачно я крутанулся, притёр красиво, он и говорит, давай мол в том-же духе. Я, значит, нос задрал, колёса,закрылки – всё
сам, попёрли в зону. Зима, ночь глухая, в кабине тепло, мой командир и уснул. А за ним и бортач. Покимарили они значит с полчасика, а тут РП говорит,
давайте домой, погода портится. Счастье моё, что штурман толковый был. Я думаю, вот сейчас сам посажу, вот народ подивится. Короче, после третьего
выпустил закрылки, стриммеровал, штурман стал меня заводить. Уперся я в приборы, только бы глиссаду не прозевать. А мотает, как дерьмо в проруби. Я
мигом взмок, в горле пересохло. Спасло, очевидно, то, что полосу и огни искать не стал … Бортач проснулся, когда я заорал «винты с упора». А командир
- только когда двигатели выключили. Он форточку открыл, поглядел и говорит: «Считай, что ты ночью при минимуме самостоятельно вылетел раньше, чем днём
в простых!»
Это я только потом узнал, что он с обалденной похмелюки был, а погода была 80 нижний край, и видимость «меньше» километра. Вывод: везёт
дуракам и пьяным.
te]
!992 год, зима Воркута-Тикси Ан-26, везли медиков, они у нас ВЛК делали. В полусалоне - медики, в гузовой их имущество(водка и пиво) Пиво в то время в Тиксях было жутким дефицитом. После дозаправки в Хатанге, прошли пол- пути, путевая маленькая сильный встречный ветер. Долетели до Саскылаха, радист по КВ выходит на Тикси и "радует" новостью- полоса в Тикси на ремонте(причём в АДП Хатанги информации не было) Почесали репу, ветер крутит, если на обратный повернёт на встречный, не дотянем. Решили сесть в Саскылахе. Тут и началось самое интересное: аэродром в этом богом забытом посёлке в излучине реки, привод один, вообще-то он для Ан-2, но зимой можно и Руслан посадить, была бы площадка расчищенаю. Нижний край дали 200м, начали снижаться, на 4000 влезли в облака, пошло интенсивное обледенение, на 200 землю не увидели, ушли на второй. У КВС минимум 60*800, с первого раза не зашёл, абыдно понимаешью Пошли до победного:250;200;150;100. Штурман в блистере, все ищем землю. И нашли. Фары упёрлись в холм. Первым заголосил штурман, командир и правый рванули"на себя" скорость естественно пошла вниз и к общему хору присоединился борттехник. Вообщем выползли на эшелон, плюнули на Саскылах, и ушли на Хатангу. Сели на лампочках, и пару дней восстанавливали нервную систему
Уважаемые коллеги, с удовольствием поделился бы с Вами всеразличными случаями и курьезами из собственной практики, каковых за 14 лет полетов на
Крайнем Севере и вообще по нашей необьятной у каждого навернрое скопилось бы не мало, но хочу отметить одно не маловажное обстоятельство:
-очень многие, так называемые приколы и случаи службой безопасности полетов ВВС, а тем более МО, в легкую могут быть переквалифицированы в ИНЦИДЕНТ
(Предпосылку как раньше называли), а последствия надо сказать - до понижения в классности ( ща с этим строго), поэтому я бы поостерегся соревноватся
или делится или радовать кого-бы то ни было историями из жизни летчиков и им сочуствующих. Дело в том, что раз летные нельзя, а земные истории на этом
сайте , вроде как и неуместны то и писать то неочем.
Мы как говорится себя в е... покажем!
Ну а бывшие так сказать-давайте пишите, будем надеятся секира пролетит мимо, ежели конечно самолет цел и экипаж жив.
А зря, очень интересная тема форума! А ведь если человек летал, однозначно есть что и рассказать, пускай даже не всё!
Вот у меня был случай на Ан-12. Летели с Чернигова в Мариуполь ( в Мариуполе в то время пиво было паршивое) в Чернигове набрали , каждый ну минимум по
ящику (домой), вечером сели в Багерово, на стоянке прилетающих зачехлились, в общагу каждый из своего запаса взяли бутылок по 10 пива, вечерком
посидели. Утречком позавракали и едем к самолёту на "санитарке", вдруг машина останавливается и ком.отряда Лёша Дубовик (покойный), начинает
истерически матом орать, экипаж не понял сначала, но когда мы вышли из машины увидели, что на наших глазах самолёт медлено катится в посадку,через
минуту из кустов и деревьев торчало только хвостовое оперение!!! Что бы не поднимать шум, а это была суббота (перелёты только до обеда) инженеру
полка пришлось отдать всё пиво , которое у нас было. Подняли все тягачи батальона обеспечения, вытаскивали часа три, не менше. Поцарапали сильно
фюзеляж. Правда после этого прогазовали и спокойно долетели в Мариуполь. Конечно же на словах это просто, а вот если бы видели в оодчую, смех и
слёзы!!!
Но всё равно в полку узнали об этом, правда намнооого позже!!!
Михал, ты бы рассказал как в Ан-24 ПСС в Петровске сгорел. Я тогда себе морду лица обжог
где-то в девяностых...
АН-12 12126
л-т Волков ПКК
бортач м-р Маслаков ВАЛЕРИЧ!!!!
НАРЬЯН-МАР за бортом -40
набрал левых гражданских 20-25 чел (без болды личный рекорд 48 чел в гермокабине.ну это другая история)
Вещи всех скинули в грузовой......
быстренько начали запускать! ну и отбор по полной 6-7 ед.(кто летал на АНТОНЕ знает, если очко закрыто(окошко в грузовую)То сразу получаешь удар по
ушам!
а тут как-то потихонньку закладывало! Открываем дверь в каб.сопрвождения,а там чукчу засосало,он прилип башкой к дырке в грузовую и орет!!!!
дернули форточку чукча от двери отлетел, а у него ЗАСОС
во все лицо!!!! И глаза сразу совсем не узкие!!!!
РЖАЛИ весь полет! И разводили бедного чукчу, что если-бы бошка пролезла в дырку пришлось бы рубит! Не дверь же рубить!Самолет-то ВОЕННЫЙ!
АН-12 ФОРЕВА!!!!!!
Всегда ВАШ ВОЛК выпуск 1190
А наш рекорд 178 чел с личными сумарями в Ан-12, правда распределены были по всему с-ту, но отбор не справлялся, пришлось лететь с приоткрытой задней створкой. В1986г было, когда на Чернобыль работали...
В далеком 92м году после выпуска попадаю в Фергану на Ан-2 ,зачеты здал но пока
не летал.Тут десантирование войск.Работа не из легких-по 25 подъемов на кабину,в 40 жары.
Напросился в кабину(командир Андрей Серегин 90 ,звали Баварским за любовь к пиву)посадил на место б/т ,а тот на землю покурить.Справа штурман
ВВАУШ-90 Олег . (так по штату на Ан-2 )
Загрузились ,набрали 3000 ,в 2 прохода отдесантировали,потом Андрюха ставит магнето на 0,и дает команду штурману закрыть стопкран-движок встал.
Дальше снижение,заход через торец,расчет в центр полосы ,магнето на сумму команда -стоп-кран открыть.Штурман его открыл не до конца(кто летал на А н-2
знает) .Посадка,командир сам добивает стопкран,движок запускается на пробеге,штурману пару ласковых.
Заруливаем на площадку ,забираем десантуру ,опять на исполнительный.Я доволен.
Это мой первый лейтенантский полет.
Потом было много на 2,12,26,72 но этот я запомнил.
Очень интересно читать. Дело в том, что в прочитанном - все родные места! Начинал в 87 с Ферганы, в эскадрильи п/п-ка Скурова, экипаж Сани Хламова,
закончил в Воркуте. Комэском в Вокуте перед самым разгоном был Олег Носков. Мужики, если кто нибудь из дейсвующих есть из Плесецка - Передайте привет
Андрюхе Бондаренко (Бонч) и Серёге Сенчишину (Сеня)
Гера.
Дело было где-то в конце мая или начале июня в 85-го в Хатанге. Были мы посланы по "литеру" поддежуривать по северу под каких-то "перцев". Ан-26. Просидели дней 5 ничего не делая, периодически вылазили в тундру на охоту, устали от безделья. И вот, наконец, нас отпускают обратно. Всё время, что были там - замечательная погода, солнышко, свежий воздух, тундра; как пришло время вылетать - чуть ли не камни с неба посыпались. Без ветра снег то мелкой крупой, то громадными хлопьями, то опять солнце выглядывает. Обмелись,как сумели, и взлетели. Надо сказать, сразу было ощущение, что самолёт как-то не так набирает, более полого; но сильного значения не придали, триммерочком всё поправили и попёрли себе дальше. Самое главное, что уже будучи на эшелоне, пролетев часа полтора, я правачком начал понемножку клевать носом (обычное вроде бы дело); ВДРУГ меня резко бьют по морде. при этом самолёт здорово тряхнуло, автопилот отключился я с выпученными глазами пытаюсь понять, что происходит. А командир (ГорловВ.Н.) говорит: Ну вот и лёд со стабилизатора сошёл, теперь совсем хорошо будет. Хорошо то хорошо, только губы у меня - вкровь и кусочек зуба переднего улетел. Ни когда не думал, что штурвалом по морде лица так можно получить.
ЛЁД - это серьёзно.
Декабрь 1984 года, Тузель (Ташкент), вылет всех бортов строго по плановой таблице на
Кабул, самолёты не чехлили - не было прогноза. Утром всё в снегу - самолёты во льду, горячей воды нет,
"арктики" и ни когда не было (хотя должна быть). Шлангами успели до вылета оббить почти всё, поднялся
на крыло сам, в районе левого элерона (Ан - 12) КУСОК льда в две ладони, дал команду борттехнику "Сбить всё - ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!" НО НЕ
ПРОКОНТРОЛИРОВАЛ РАЗГИЛЬДЯЯ второй раз!!! (Сам
разгильяй - но вроде и доверять надо старому пердуну).
На взлёте штурвал отклонил до УПОРА, а самолёт кренится на левою сторону
Ногу до упора (левую плоскость вперёд, дополнительную подъёмную силу на ней создал), это и спасло!!!
час с лишним с вторым пилотом держали в таком напряжении управление, и потихоньку набирали высоту.
К перевалу заняли эшелон и лёд потихоньку веветрился (испарился).
Ну а про Антона Боровика много писали - но всё гораздо проще - в 2000 году ПОТЕРЯ РАБОТЫ ПИЛОТА,
равносильна СМЕРТИ!!!
Конец 20 века, Кубинка, транспортный полк. Командир полка ставит задачу командиру Ан-24 ( старые друзья, учились в одной роте):
- Николаич, тут такое дело, звонили из верхнего штаба, приказали перевезти попа в Новгород.
- Какого нах попа?!!!
- Ну Митрополита Коломенского и Ярославского Иннокентия, тебе не всё равно?
- …гм.. не вопрос, в Правдинск , что ли отвезти?
- Ну да, наверное, ты звякни на КП – маршрут уточни.
- Есть, тыщ полковник!
- Да ладно козырять-то…
В те времена в Правдинск ( 40 км от Нижнего Новгорода ) летали через день, привыкли, поэтому КаПэшники план этот подмахнули ничего не уточняя.
Наутро приезжает этот пассажир, оглядел самолёт , перекрестил экипаж и сказал : « С Богом! ». «Добро» ( разрешение на использование воздушного
пространства ) было получено и самолёт весело побежал по осенним аэродромным лужам. После набора высоты и занятия эшелона бортмеханик ( стюардесса
по-имени Игорь), как обычно, спросил:
- Кофейку, командор?
- Не … погоди, ты ..это , сперва попу предложи.
Механик уходит в салон и через 3 минуты влетает обратно в кабину:
- …там… ттт ,этаа, кккк… - выдаёт , заикаясь такие звуки.
- Начал хорошо. Опусти подробности.
- Кккомандир, ему не в Нижний надо, а в Новгород Великий!!!
Наступает мхатовская пауза. Затем командир медленно :
- ккк…какой нах Великий??? …. Так , ты это … пилотируй тут ..( это уже праваку)
Пошёл сам разбираться в салон:
- Так куда ж тебе надо, Владыка?
- Известно куда, сын мой , в Новгород Великий – отец городов русских, и к обедне поспеть надобно непременно!
Ничего не изрёк командир в ответ и медленно побрёл в кабину, судорожно прикидывая, чо теперь делать и как быть. Но нашёл – таки вариант, набрал
заветную частоту и говорит:
- Саксофон, ещё раз добрыдень, 52317, тут пассажир говорит, что ему в Нижний не надо.
- А куда ему, бл… надо?
- В Великий.
- ккк..ххх… пшш…эээ...- сказал Саксофон.
( «Саксофон- контроль» - частота канала перелётов военного сектора, т.е. там военному пилоту всегда помогут, чем смогут ).
Меж тем топливо медленно, но неумолимо расходовалось, и экипаж, зная, что ни один самолёт ещё в воздухе не остался – все так или иначе возвращались на
землю – сильно нервничал. Дело уже подходило к Черустям ( маршрут для специалистов: Кубинка-Внуково-Битца-Люберцы- Черусти- Кр.Горбатка-
Сосновское-Чернуха- привод Нижнего- Правдинск), когда Саксофон весело так сказал:
- 52317, влево курс Великий Новгород, зона Чкаловского перекрыта, 5700 –сохранять!
И возликовал тут экипаж и возрадовался. Но расслабиться до конца не дал штурман:
- командир, я тут это…, гх ..км.., не поверишь, забыл первый раз в жизни, гадом буду…
- ну ТЫ ещё под….бни!
- у меня нет 21-го сборника.( Сборник аэронавигационной информации, в котором есть данные по аэропорту Вел.Новгород)
Что потом говорил командир, а говорил он долго, и преимущественно используя ненормативную лексику, средства объективного контроля, к сожалению, не
зафиксировали.
Но точно известно, что диспетчеры Великого Новгорода долго издевались над экипажем, выдавая ему в эфир частоты приводов, номера рулежёк и остальную
хрень, заставляя всё повторять дважды. Сохранилось предание о том, как весёлый ТэЗист , приехал из Кречевиц заправлять самолёт за наличное бабло
экипажа, и совершенно точно старожилы помнят, как и с каким лицом встречал командир полка свой героический экипаж. Но это уже тема для другого этюда.
В те смутные времена середины-конца 90-х, когда у правительства не было денег или мозгов , чтобы заплатить военным и без того мизерную зарплату, любая
шутка или прикол ощущались гораздо острее, тем более если прикол этот был над начальством - категорией особо никогда не бедствующей.
Итак , перенесёмся в знакомый уже нам экипаж самолёта Ан-24, одного из славных подмосковных аэродромов. Выполнялся обычный летний рейс по
перевозке высокого чина и его семьи на море. По документам эта задача пышно называлась « Перевозка войск, боевой техники и грузов », в салоне же
находился САМ, скучающая жена и мелкая декоративная собачка . Путь до моря на нашем типе не близкий, поэтому выполняется промежуточная посадка для
дозаправки. Стоянка ожидалась долгая и генерал, как водится, поехал взбодрить отдалённый гарнизон на период отпуска, жена принялась нарезать круги
вокруг самолёта, а собачка…. Собачка осталась в салоне. Остался там и экипаж.
Вздорный пёсик сначала противно гавкал, и порывался прогрызть генеральский диван, затем перебрался в передний салон и нагадил возле столика
адъютанта по особым поручениям. Глаза нашего бортмеханика , втихаря мы называли его « стюардесса по-имени Игорь», наливались кровью. Он совершенно
определённо знал, кому придётся убирать собачье дерьмо. Наконец, пёс добрался до кабины экипажа. Недоверчиво поглядев на незнакомых людей в одинаковой
камуфляжной шкурке, он тявкнул и решительно зашёл в кабину. И случилось так, что ветер, назовём его сквозняк, так вот, в этот момент врывается
господин Сквозняк и со звуком пистолетного выстрела последовательно захлопывает двери между задним и передним салонами и кабиной.
Посмотрев на свои пыльные, давно не видевшие крема ботинки, второй пилот берёт наглую псину и растянув её как щётку начинает чистить свои башмаки.
Псине это дело нравится – она-то думает, что это ей спину чешут. Вскоре ботинки пилота сияли тусклым блеском. Штурман, немного подумав, протянул руку
и получил в пользование щётку-собачку. К тому времени, когда командир приехал от диспетчера, обувь экипажа, а также приборные доски и все выступающие
подходящие для экспресс-полировки части кабины сияли, как у кота яйца. Наконец двери в салон открылись и повизгивающая тварь весело побежала по
проходу, где сразу нашла свою хозяйку:
- Снуппи! Ах ты моя маленькая, (чмок), где тебя (чмок) носило… - приговаривала хозяйка посекундно целуя погрязневшую Снуппи.
А экипаж смотрел на эту сцену, смутно догадываясь, что в общем-то не удобно получилось, но сильно никто не расстроился. И долго потом ещё на
послеполётных подготовках, вспоминая этот случай не утихал весёлый гогот.
( Послеполётная подготовка – дружеское застолье экипажа после выполнения боевой задачи).
Вспоминая сейчас свой армейский экипаж с особой теплотой отмечаешь маленькие капризы или странности поведения своих товарищей по крылатому строю. Всё
чаще приходится делать вывод, что многие вещи , к которым относился с нетерпением, на самом дели были вполне безобидными, даже прикольными. Таким
странным безобидным прикольщиком был и наш старший воздушный радист – Андрюшка.
Воздушные радисты вообще странная категория прапорщиков, а наш Андрюшка ещё и имел врождённое заикание. То есть при ведении радиосвязи он говорил
нормально, а в обычной жизни, если волновался, то немного заикался. Конечно, хуже было когда эти этапы совпадали. К примеру, задорное настроение
задавалось на весь день, когда перед вылетом в столовой услышишь такой вот его вопрос:
- Тыгдык… тыгдык… тыгдоктору ходил?
Особый склад ума прапорщика иногда находил самые неожиданные выходы из нестандартных ситуаций.
- Андрюх, попроси у Москвы тут спрямление мимо Петровского…
- Москва-Контроль, 52317, разрешите нам пройти напрямую мимо Петровского…
- 52317, нет возможности - соседи работают, следовать по трассе.
- Да вы знаете, у нас по трассе топлива не хватит !
Андрюха доставлял много незабываемых минут, как диспетчерам всевозможных зональных центров, так и собственному экипажу. Но экипаж в долгу не
оставался и на плановых полётах беззлобно мстил радисту. При полёте по кругу на втором развороте правак говорил:
- Андрюха!
- Что?
- Х..й тебе в ухо!!!
На траверзе говорил штурман:
- Андрюшка!
- А?
- Х..й тебе в ушко!!!
Наконец на третьем развороте борттехник:
- Андрон!
- Ну ?
- Ты полный г..дон!!!
К концу смены он мне как-то пожаловался – представляешь, снимаю наушники, а у меня полные уши х..ёв и г..донов!!!
Венцом же его высказываний был диалог с доктором в комнате предполётного осмотра экипажей аэропорта Кольцово. Доктор – миловидная брюнетка,
ст.лейтенант медицинской службы:
- Как отдыхали, Андрей Владимирович?
- Да ничего .
- А как вам спалось?
- Да так себе.
- А чего вы такой бледненький? Не выспались?
- Как же! Выспишься тут, когда командир до пяти утра заставлял водку жрать!!!
Причём всё это говорилось совершенно без каких-то задних мыслей, я думаю, даже и без передних. Ну проявила участие добрая докторша – он правду и
выдал. Тогда ситуацию удалось обернуть в шутку, и после профилактической беседы командира с радистом и пары увесистых оплеух, экипаж рейс продолжил.
Через день медосмотр уже в Челябинске, радист проинструктирован, что в случае несанкционированного открытия рта у доктора будет немедленно убит.
- Хорошо отдыхали, Андрей Владимирович?
- Угу.
- А спали как? Нормально?
- Угу.
- А чего вы со мной разговаривать не хотите?
- Да как же мне с вами разговаривать, когда от меня перегаром прёт!!!
Сейчас это вспоминается с улыбкой, а тогда , казалось, что командир его разорвёт. Наконец решение было найдено – дали ему инструкторский допуск, в
полётном листе записали стажёра , а Андрюха больше медосмотр не проходил и занимался теперь передачей богатого опыта молодёжи.
Мариус привет. Красивый слог. Плачет по тебе кресло большого начальника - помяни моё слово.
Ну и в тему: Уже в послеармейское время. Летим без пассажиров, правак рулит я - заполняю бумажки время от времени контролируя приборы. Погода -
сказка, мирно набираем 11600м. Тут ведо`мый ангелом хранителем поднимаю голову а впереди огромная туча во всё небо. Времени на разговоры с диспом нет,
сначала отвернул, потом доложил, прошли вплотную, чуть-чуть встряхнуло. Спрашиваю: "Какого лешего ты в засветку лез, не видел что-ли? Ответ "Видел,
но в жизни надо всё попробовать".
"Самолёт заходил на посадку, двигатели гудели всё тише и тише и только
громко жужжал вариометр"
Начало 90-х...Ан-12.Командировка Луганск - Фрунзе (Бишкек). Штурман не так давно бросил курить и порядком уже поднадоел всему экипажу рекламой здорового образа жизни и довольно таки презрительным отношением к нам курящим. Ну а так, как после резкого бросания данной вредной привычки организм требует какую либо замену (кто бросал, тот знает), поедал он все подряд, что только попадалось по пути и подлежало перевариванию в желудке. Так и на этот раз перед вылетом с Луганска, проходя мимо фруктоносящих деревьев до поспеваемости которых оставалось еще довольно таки много времени он вопреки законам природы собирал урожай, употребяя его тут же в пищу и не забывая набирать в пакет с целью поиметь запасы на предстоящий полет. Вылетели...где-то через часа 2 лету евойному желудку видимо не понравилось содержимое...туалета, нет. Штурман запросил ведро, скрепя сердцем АДОшник подал ему ведро....шторка в штурманскую кабину не спасала, процедура повторялась снова и снова. Командир мужик не курящий с детства и не поощрял курения даже в кабине сопровождения (исключение - полет более 3-х часов)...дал команду закурить всему экипажу не отходя от своих рабочих мест..., закурил сам, расчетное время приземления порядка часа через 3 наверное(не помню). Нукус - просим вынужденную с целью дозаправки. Диспетчер не верит, задает много вопросов, в конце концов крутит нас на массандру...разрешает. Приземляемся...штурман закурил..Ну что наверное вывод такой: все нужно делать вовремя.
Хорошо помню тебя по в/ч61776 капитан-майор.Вот и я отметился на форуме случаем из жизни экипажа м-ра Басова В.А., быть может где-то поучительной историей. Да, ты прав и насчет черниговского пива и историю эту с Вашим бортом помню, и многое чего из истории Мариуполького полка, и действительно не все напишешь, можно вспомнить многое только в своем коллективе за чашечкой водки, хотя бы те полеты на Ленинакан... Да, Дубовик..., но как же это случилось? Не поленись, напиши!: alex777999@inbox.ru
Сразу хотелось бы извиниться за возможно допущенные мной ошибки и неточности. Давно это было, да и не летал я уже с 95-го. Особенности моей памяти – быстро запоминаю, но так же и забываю, если это мне не пригодится. Так вот один из первых моих полетов на Ан-12 в чине целого лейтенанта на должности ПКК. Стажировку то я конечно же проходил курсантом на этом типе, но больше помнил с тех времен теплое море, ласковых женщин ТЭЧ, приветливых девушек курортного города, беззаботную курсантскую жизнь с коллегами-курсантами ВВАУШ, да быть может штабистов м-ра Мухина, подполковника Бобко во главе с ком полка Петуховым, которые вносили в наш быт всевозможные разнообразия, от которых курсантская смекалка и находчивость постоянно совершенствовалась. Но это отдельная история…А был полет «попрыгун» по аэродромам Украины, собирали экипажи и членов их семей с лагерных аэродромов на выходные домой – обычная еженедельная работа одного - двух экипажей полка. Возвращались домой поздно, приятно светились многочисленные приборы, к которым я толком то еще и не привык, в кабине тепло. Командир, мужик 35 лет, с огромным количеством часов налета (по моим тогдашним меркам чуть ли не дедушка) привычно ковырялся у себя в носу, у меня состояние приятной дремы. Заходим на посадку. Командир с сожалением отвлекся от своего занятия, похоже, не успев в очередной раз извлечь из носового прохода чего-либо, я же позволил штурвалу подержать свои руки. И вот на этапе после команды: «шасси выпустить» бортач докладывает, что передняя стойка не вышла. По команде командира процедуру ст. бортовой техник повторяет несколько раз и все с тем же результатом. Следует команда: «шасси выпустить от левой гидросистемы» (вот тут меня память может и подводит, уж не помню какая, но управление ею у меня). А для меня что левая, что правая, спина расслаблена, руки не напряжены, уж в ком–ком, а в своем командире я уверен, знаю, что у него безвыходных ситуаций не бывает, ну и кроме всего прочего помню, что шасси можно выпустить несколькими способами вплоть до использования лома через технологический люк. Команда повторяется, я слегка удивлен, что члены экипажа не предпринимают каких-либо действий, для того чтобы задействовать эту гидросистему для выпуска шасси. Тут бортач толкает меня и тыкает на правую панель, до которой дотянуться не может, я вспоминаю, что система управления выпуском шасси у меня действительно имеется, но боже…, я так же помню, что эта операция не ограничивается одним щелчком рычажка. Командир ну просто уже орет тоном, ну разве что к полному дураку…: «помощнику выпустить шасси от правой гидросистемы». Чувствую себя полным идиотом, судорожно пытаюсь УФОшками осветить надписи – подсказки. Все психуют, слышу мат в свой адрес от командира. Сгорая от стыда, чувства отчаяния, злобы на себя плюю на все и на ощупь нахожу какой то тумблер (хорошо не рычаг открытия аварийного люка), двигаю планку, переключаю, снова двигаю планку, снова щелкаю, хочу сделать еще что-то….слышу по СПУ голос бортового техника: «шасси выпущены, зеленые горят». И все..чувствую только, как липкие струйки пота льются у меня по лицу, спине… Буквально недели через 2 вряд ли кто лучше меня знал дословно «действия в особых случаях в полете». Да и в дальнейшем я с удовольствием рассказывал о материально-технической части самолета Ан-12 молодым технарям, считался лучшим ПКК полка и долго ходил в кандидатах на левую чашку, но с распадом Союза, карьеру пришлось делать уже в другом месте.