Форум Балашовского ВВАУЛ(ВАИ)

26. 01. 2021г. Гладилину В. В. 100 лет.
koziy41 - 6-2-2013 в 18:51

Материал представлен Юнусовым В. Ш.

26 января 2013 года Командующий ВТА генерал-майор Бенедиктов В.В. совместно с председателем Совета ветеренов ВТА «Труженики неба» генерал-майором авиации Липунцовым Ю.П. организовали встречу по случаю 92-летия со дня рождения легендарного генерал-лейтенанта авиации ГЛАДИЛИНА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА.
На встрече присутствовали командующие ВТА прошлых лет: генерал-полковник авиации Ефанов В.В., генерал-лейтенант авиации Денисов В.Ф., генерал-лейтенант Качалкин В.Т.. Присутствовали действующие офицеры управления Командующего ВТА, ветераны войн и военной службы.
Приглашены были и представители выпуска БВВАУЛ-63г., председателем государственной экзаменационной комиссии которого был полковник Гладилин В.В.
Первый выпуск летчиков с высшим образованием ( БВВАУЛ-63г.) и по сей день считают и будут считать Гладилина В.В. своим крестным отцом и наставником по жизни. Выпуск 63-го года на встрече представляли: генерал-полковник авиации Коваленок В.В.(дважды герой Советского Союза), генерал-майор авиации Липунцов Ю.П. (председатель Совета ветеранов «Труженики неба»), генерал-майор авиации Полоник А.М., полковники Кацапов И.И. и Юнусов В.Ш.. Выпуск 63-го года и по сей день продолжает соизмерять свои действия с данными советами и наставлениями генерала Гладилина В.В.
Встреча с генералом Гладилиным, прошедший тернистый путь становления от авиационного механика до первого заместителя Командующего ВТА ВВС, прошла интересно. Владимир Васильевич поделился воспоминаниями о ВОВ, опытом организации действий в Чехословацких событиях, в республике Афганистан в различных точках планеты по оказанию помощи в районах стихийных бедствий, в крупных военных маневрах и учениях, проводимых по замыслу вышестоящих инстанций МО. Участники встречи проинформировали друг друга о своих отношениях к происходящим переменам в области обороноспособности страны, к реформированию авиации и ВТА под новые задачи.
Встреча завершилась « чаепитием» во славу и здравицу генерала Гладилина Владимира Васильевича. Мы ветераны ВТА ВВС с гордостью отмечаем, что все хорошее, нажитое годами ветеранами, используется и совершенствуется нашими последователями в новых условиях обстановки. Ратное дело-в надежных руках. Мы желаем удачи,здоровья и благополучия всему действующему составу ВТА.

Прилагаю фото со встречи и стихи Г.Ф.Кудрявцева (выпускника БВВАУЛ-63г.), посвященные генералу Гладилину В.В.

Стихотворение.
Геннадий Кудрявцев


ВЛАДИМИРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ГЛАДИЛИНУ

Владимир свет Васильевич Гладилин,
Наш добрый гений,
Вам большой привет
От тех, кого Вы ставили на крылья
И пожеланье долгих, долгих лет.

Мы, балашовцы,
Самый первый выпуск,
Уже давно ушедшие в запас,
Носящие полетов стойкий вирус,
Провозглашаем нынче тост за Вас,
За славный путь Ваш от Иркутской школы
Через войну, разруху и «застой»,
За ангелов, которые хранили
И занесли Вас в фонт наш золотой.

Шестьдесят третий год мы не забудем,
Когда поверив в скромный наш успех,
Вы нам открыли вход в такие будни,
Что были ярче праздников для всех.
И мы под Вашим чутким руководством
Творили Вами начатый ПОЛЕТ,
Вы наделили нас таким богатством –
Любовью к небу,
Верой в самолет.

Спасибо Вам,
Вы выпуск оценили.
Мы с гордостью великой говорим:
«Нам пропуск в небо выдал сам Гладилин,
Мы с ним ПОЛЕТОМ связаны одним».

Доверье Ваше смена оправдала.
Произносить я это не боюсь.
Наш генералитет в семь генералов,
Четыре академика и плюс


Заслуженные летчики (двенадцать)
Имеется заслуженный пилот,
Профессора, доценты…
Если вкратце,
Удался замечательный народ.

Герои наши Зудов, Коваленок
Освоили космический штурвал.
И лепту в результаты их полетов
Внесли и Вы, товарищ генерал.

Авторитет для нас Ваш непререкаем,
Хотя уже не школьная пора.
Мы глубоко Вас чтим и уважаем,
Желаем СЧАСТЬЯ,
РАДОСТИ,
ДОБРА.


koziy41 - 6-2-2013 в 19:06

Липунцов Ю. П., Ефанов В. В. , Качалкин В. Т., Юнусов В. Ш.


koziy41 - 6-2-2013 в 19:39

Денисов В Ф ., Бенедиктов В.В., офицеры управления Ком. ВТА.


koziy41 - 6-2-2013 в 19:42

Командующий ВТА генерал Бенедиктов В. В.


koziy41 - 6-2-2013 в 19:53

Липунцов Ю. П. , Ефанов В. В.


koziy41 - 6-2-2013 в 19:56

Ковалёнок В. В.


koziy41 - 6-2-2013 в 20:03

Полоник А. М., Липунцов Ю. П.


koziy41 - 6-2-2013 в 20:07

Юнусов В. Ш..


koziy41 - 14-2-2013 в 18:55

Поздравление от Славы Мрачковского:

С большим удовлетворением присоединяюсь к поздравлениям В. В. Гладилина с днём рождения, горжусь совместной службой, признаюсь в любви и желаю добрых длогих лет, впрочем годы- это арифметика, душа считать не обучена, стало быть хорошего здоровь,вам ,дорогой Владимир Васильевич.


koziy41 - 25-3-2013 в 14:47

фото Алексея Одинцева.


koziy41 - 25-1-2014 в 08:08

Информация с сайта Мигаловской авиабазы:
"5 октября 2013 года на аэродроме Сеща, в присутствии гостей и служащих части, самолёту Ан-124-100 бортовой RA-82032 было присвоено имя "ВЛАДИМИР ГЛАДИЛИН". Самолёт назван в честь Заслуженного военного лётчика СССР генерал-лейтенанта авиации Владимира Васильевича Гладилина."

фото , сделанное во время церемонии присвоения наименования " Владимир Гладилин"самолету Руслан- Ан- 124.

На фото: Слева направо: Винокуров А. И. Бенедиктов В.В. Представитель Брянской губернии, внучка Гладилина В.В. Аня, Полоник А.М., Гладилин В.В., Обидин Г.С., Липунцов Ю.П.
Кацапов И.И., Ефанов В.В., Копыркин А. С.


koziy41 - 26-1-2014 в 11:26

Дорогой наш Владимир Васильевич, товарищ генерал-лейтенант авиации, Выпускники БВВАУЛ 63г. называют Вас своим Крёсным отцом. Действительно, вы давали нам путевку в длинную жизнь в ВТА, в Авиацию. Прошло много лет, а Вы всегда с нами- как пример несгибаемости, мужества и офицерской чести.Спасибо Вам за все.
Сегодня у Вас День рождения. В свои 93 года Вы, как всегда, в строю, у вас сохранилась феноменальная память. Возможно вам лично не удастся прочитать на форуме моё поздравление. Но у Вас есть дети и внуки, имеющие доступ к интернету. Крепкого Вам здоровья. Живите долго, на радость нам- Вашим воспитанникам и почитателям. И. Козий.
Присоединяются Матюхин П. Н. Пархимович Г. М.,Добрецков А. В.


Vlasov63 - 26-1-2014 в 12:31

Уважаемый Владимир Васильевич! не смотря на то, что нахожусь далеко от Москвы, спешу поздравить Вас с очередным Днём рождения. От имени всех выпускников БВАУЛ-63, Ваших выпускников, желаю Вам крепкого здоровья, благополучия и прекрасного, как всегда, настроения! Надеюсь, что в понедельник, когда к Вам приедут отметить Ваш день рождения Ваши выпускники и соратники, вы поднимите, как обычно, чарку за здоровье выпускников БВВАУЛ-63, которым Вы дали путёвку в небо. А каждый из нас обязательно выпьет за Ваше здоровье 26 февраля. Мне посчастливилось в этот день в Венгрии выпить за Bаше здоровье и долголетие венгерского вина "Бычья кровь" (Egri Bikaver). Здоровья Вам, здоровья и здоровья!
с уважением Е.Власов.


Мрачков - 29-1-2014 в 14:25

Владимир Васильевич. будучи заместителем командира 6 втад принимал нас - выпускников 63г. и первое напутствие нам запомнилось на всю службу .Вспомнился полёт на рекогносцировку аэродромов " вечной мерзлоты", тогда Владимир Васильевич по случаю читал свои стихи, и как мне помнится, очень неплохие. На редкость интеллигентный , добрый и доброжелательный человек. Просматривая фотографии, ловлю себя на мысли большой благодарности Владимиру Васильевичу за доброе участие в моей службе и прожитые 93 для нас пример оптимизма и вдохновения - так нужно жить. Многие лета , дорогой Владимир Васильевич.


koziy41 - 30-1-2014 в 11:42

Вспоминает А. И. Павленко.

17 марта 1979г. все наши экипажи успешно выполнив задачи учения возвратились на аэродром базирования. (За участие в учении больше 10 наших однополчан были впоследствии награждены госнаградами).
В Фергане находился гла В.В.Гладилин, под руководством которого подготовили два экипажа для выполнения срочного рейса в ДРА. Экипажи формировались в режиме секретности и по принципу "благонадёжности" совсем забыв об их штатности. Командирами были назначены Павленко А.И. и Чистых М.А. (Если есть какая-то неточность прошу однополчан меня поправить). У меня в экипаже, например, штурманом оказался штурман 1-й аэ Танков. В состав экипажей включили по одному переводчику из бюро переводов УАЦ. Всем приказали одеться в гражданскую одежду. На вылет пришли кто в шляпе, кто в кепке, а кто без головного убора, в куртке, плаще или пальто, короче - зрелище было ещё то. Самолёты назначили с флагами на килях.
Задача была поставлена: никаких документов, включая полётный лист, не брать, перелететь на аэродром Ташкент, загрузить груз, пройти досмотр комиссией, которую сформирует командир отдельной эскадрильи на заводском аэродроме, перевезти груз Павленко - на Баграм, Чмстых - на Шиндант и возвратиться на базу.


koziy41 - 31-1-2014 в 17:39

фото, сделанное во время церемонии присвоения наименования " Владимир Гладилин"самолету Руслан- Ан- 124.


koziy41 - 27-10-2014 в 17:56

фото. и коментарий Геннадия Петровича Софрина .1 июня 2014 фото на память с генералом-лейтенантом Гладилиным,боевым лётчиком, ветераном ВОВ, ему 93 года.Начал он службу в Иркутском училище,потом механик,лётчик,зам.командующего ВТА!(Я и А.К.Одинцев стоим рядом с ним!)


koziy41 - 26-1-2015 в 08:16

фото.

Сердечно поздраваляем Владимира Васильевича Гладилина с очередным Днём Рождения- 94 летием!. Для выпускников Балашовского ВВАУЛ-1963 г выпуска он является " Крёстным отцом".- председатель выпускной комиссии . он всегда с нами! Спасибо ему большое за его оптимизм, любовь к авиации, верность ВТА. . Здоровья Вам на догие годы! Мы всегда о Вас помним, любим!


koziy41 - 26-1-2015 в 08:20

Краткая Биография В. В. Гладилина.
Родился 26 января 1921 года в городе Нижнеудинск ныне Иркутской области. Закончил в 1936 году школу № 3 (ныне № 10)[1]В армии с 1940 года. В 1941 году окончил Курское авиационно-техническое училище.
Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 — апреле 1942 — механик самолёта 676-го легкобомбардировочного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в Демянской операции. Обеспечил около 200 боевых вылетов бомбардировщика У-2 (По-2).
В 1944 году окончил Чкаловское военное авиационное училище (город Оренбург).
В марте-мае 1945 — лётчик 951-го штурмового авиационного полка. Воевал на 3-м Украинском фронте. Участвовал в Венской операции. Совершил 15 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.
После войны продолжал службу в ВВС. Заочно закончил Военно-воздушную академию и курсы при Военной академии Генштаба.
За время своей службы сменил 12 гарнизонов. Занимался обучением иранских летчиков, готовил экипажи.
После окончания академи зам ком.полка 566, зам ком 6-той дивизии. 1965 -1969 г комдив 7-ой втад.
принимал участие в боевых действиях в Сирии (дважды), в Эфиопии (дважды), Анголе (дважды), Вьетнаме. В 1968 году принимал участие в событиях в Чехословакии.
Был первым заместителем командующего Военно-транспортной авиацией (1969—1980).
Три командировки в Афганистан. Ранен.
После лечения в госпитале в 1981 году ушел в отставку.
Заслуженный военный лётчик СССР(17.08.1970)
Награждён 8 орденами и многими медалями
• Орден Октябрьской революции
• 3 Ордена Красного знамени (00.00.00)
• Орден Отечественной войны 1-й степени]] (11.03.1985)
• 3 Ордена Красной Звезды (15.05.1945; 1955)
• 2 Медали «За боевые заслуги» (5.04.1942; 1950г)

• Последние 20 лет занимался общественной работой в Московском совете ветеранов войны: возглавлял Совет ветеранов 306 ШАД, является главой Совета музея 306 ШАД школы № 126


Эдуард70 - 26-1-2015 в 16:33

Часто заглядывая на сайт нашего училища, с удовлетворением наблюдаю оживлённую страницу выпуска 63-го года. Не могу не присоединиться к поздравлениям, обращённым к генералу Гладилину В.В., по случаю его очередного Дня рождения. От всей души желаю ему здоровья. Жизнь не раз сталкивала меня с ним. Однажды мне пришлось выполнять полёт по доставке группы расследования предпосылки к лётному пришествию на аэродром Завитинск. Возглавлял эту группу генерал Гладилин В.В. Полёт получился для меня памятным. Три года назад написал воспоминания об этом полёте. В открытой печати не публиковал. Вдруг объявит взыскание? Теперь с военного учёта снят, записывать взыскание некуда, и живу в другой стране, - опубликовал в своём сборнике. Улыбнёмся вместе за наши прожитые боевые события. Для желающих прочитать рассказ: http://www.proza.ru/avtor/eduard5


koziy41 - 27-1-2017 в 17:17

Информация Жени Власова.


26 февраля 2017 года на квартире-музее генерал-лейтенанта авиации В.В. Гладилина состоялась встреча выпускников БВААУЛ-63 и выпускников БВВАУЛ других лет с дочерью генерала Мариной, внучкой Аней и правнучкой Софией. Встреча была посвящена 96-й годовщине со дня рождения генерала Гладилина.
На этом торжественном мероприятии генерал-полковник авиации В.В. Ефанов вручил медали "85 лет ВТА" выпускникам БВВАУЛ-63: генерал-полковнику авиации лётчику-космонавту В.В. Ковалёнку, генералам Ю.П. Липунцову, А.М. Полонику, полковникам Е.П. Власову, В.Ш. Юнусову, подполковнику Л.З. Медведеву, майору Г.Ф. Кудрявцеву.
Медаль "85 лет ВТА" была доставлена из Ивановского гарнизона, где она была заказана и изготовлена нашими однокашниками-ивановцами. Спасибо им огромное, что не забыли о нас. Остальные медали будут вручены на последующих торжествах, в том числе полковнику И.И. Кацапову 4 февраля в 75-летний юбилей, полковнику А.М. Лучицу - на майских торжествах.
От имени выпускников БВВАУЛ-63 и выпускников БВВАУЛ, присутствовавших на встрече( генерал-полковник В.В. Ефанов, генерал-лейтенант В.Ф. Денисов, генерал-майор А. Одинцев, Герои России полковники Е.А. Зеленов и А.С. Копыркин, полковник А.А. Петров.
Дочери и внучке генерала Гладилина была вручена книга "Летали...Детаем...Живём", в которой рассказывается в том числе и о Первом выпуске БВВАУЛ, которому в далёком 1963 году дал путёвку в небо Председатель Государственной комиссии на выпуске генерал В.В. Гладилин.
Встреча прошла интересно, в тёплой семейной обстановке. У каждого из присутствующих нашлись добрые воспоминания о генерале Гладилине.
Дочь и внучка генерала узнали много хорошего о своём отце и деде. Было принято решение создать художественный фотоальбом, посвящённый жизненному и боевому пути легендарного генерала В.В. Гладилина.
Председатель Оргкомитета БВВАУЛ-63 Е. Власов.

фото Медведева Л З


Vlasov63 - 21-1-2021 в 10:29

26 января 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, первого заместителя командующего Военно-транспортной авиацией (1969—1980г.г.), Заслуженного военного лётчика СССР, генерал-лейтенанта авиации ГЛАДИЛИНА Владимира Васильевича.

Владимир Васильевич Гладилин родился 26 января 1921г. в городе Нижнеудинск Иркутской области. В 1936г. после окончания семилетки и обучения в Иркутском железнодорожном техническом училище в 1939г. получил распределение в город Красноярск. Но на «гражданке» поработать не получилось.

В 1940г. призван в Советскую Армию и направлен в школу младших авиационных специалистов в город Курск, после окончания которой сразу же попал на фронт. С декабря 1941г. по апрель 1942г. служил механиком самолёта У-2 (По-2) в 676-ом легкобомбардировочном авиационного полку Северо-Западного фронта.

Позднее, уже будучи генералом, о фронтовых буднях Владимир Васильевич вспоминал: "Летали много. Больше ночью. Эффект ударов ночников по врагу был ощутимым. Немцы ненавидели "фанерную" авиацию. За сбитый У-2 немецким асам был обещан Железный крест. Поэтому за "небесными тихоходами" сверху охотились самолёты-истребители врага, а с земли били зенитки и все виды стрелкового оружия. Часто после выполнения боевого задания наши "фанерные скорлупки" возвращались с пробоинами. Лётчикам удавалось дотянуть до аэродрома подскока, как поётся в песне, "на честном слове и на одном крыле". Восстанавливать и обслуживать самолёты приходилось под частыми бомбёжками, артобстрелами и налётами авиации. Фронт был рядом. До передовой 8-10км, а то и меньше. Мешали сильные морозы, которые доходили до 40 градусов. Руки примерзали к металлу. Грелись в палатках у "буржуек". Но ничто не останавливало техников и механиков в едином порыве с лётчиками громить ненавистного врага".

После изучения архивных документов удалось узнать, что сержант Владимир Гладилин именно в боях за Москву на Северо-Западном фронте получил свою первую боевую награду - медаль "За боевые заслуги". Правда, в Наградном листе, подписанном командиром 676 легкобомбардировочного полка капитаном Котовым и батальонным комиссаром Зобовым, было написано: " За успешную подготовку и обеспечение более 140 самолёто-вылетов на бомбардировку вражеских войск и укреплённых узлов сопротивления механик-сержант Гладилин В.В. достоин представления к правительственной награде - "Орден Красная Звезда". Но в заключении командования 11 армии Северо-Западного фронта в этом же Наградном листе написано, что согласно Приказу № 01 от 5 апреля 1942 года сержант Гладилин В.В. награждается медалью "За боевые заслуги". Так получилось, что старшие командиры пересмотрели решение командира полка, который в своём кратком тексте Наградного листа не мог доложить командующему 11 армии, что сержант Гладилин представлен к ордену не только за успешную подготовку и обеспечение 140 самолёто-вылетов, а ещё и за ввод в строй подбитого зенитным огнем ночного бомбардировщика.

По воспоминаниям генерала дело было так: "Всё произошло на полевом аэродроме около села Шестаково. В одну из морозных зимних ночей над лесом со стороны фронта показался самолёт. Он перетянул верхушки деревьев и плюхнулся в снег в самом начале посадочной полосы. Заклиненный двигатель остановился ещё в воздухе. Винт, как палка, безжизненно торчал впереди фюзеляжа. Планирование было крутым и коротким. Приземление - грубым с "козлением" и маленьким пробегом. Изрешечённый зенитным огнём самолёт У-2 с цифрой "30" на хвосте замер в сугробе. Прибежавшие механики руками откатили подбитую машину к сараю. Тяжело раненого лётчика забрали медики в скорую. Специалисты-техники констатировали - двигатель М-11 восстановлению не подлежит, планер самолёта подлатать можно. Так я стал "безлошадным" механиком, а раненый командир звена лейтенант Кулинчик, дотянувший самолёт на свой аэродром, оказался в госпитале.

В связи с интенсивной боевой работой авиации во время начавшегося общего наступления сухопутных войск увеличились потери самолётов в полку. Каждый самолёт был на счету. Подлатать пробоины на крыльях и в фюзеляже мне помогли друзья-механики. Снимать "убитый" двигатель и готовить планер к установке нового двигателя мне пришлось самому. У каждого механика были свои "подшефные" самолёты. Казалось, что безголовый с зачехлёнными крыльями У-2 надолго останется возле сарая. Запасного двигателя на смену снятому в полку нет. Во время войны снабжение комплектующими и запчастями не всегда успевало за потребностями воюющих авиачастей. Но большое желание продолжить бить врага на своём самолёте не давали возможности ждать, когда тыловики привезут новый двигатель.

Помогла авиационная смекалка. В нескольких километрах от аэродрома на оставленной соседним авиаполком взлётно-посадочной площадке я присмотрел брошенный при перебазировании подбитый самолёт У-2. Фюзеляж изодран, руль поворота пробит, одно крыло без обшивки, костыли шасси неестественно подогнуты. Но двигатель, двигатель М-11Д уцелел и выглядит как новый!

Вот когда по-настоящему мне пригодились сибирская закалка и умение ремонтировать технику. На морозе, на ветру, при температуре, когда стынут не только пальцы рук и ноги, а и всё внутри, удалось за одну ночь снять с разбитого самолёта двигатель и на придуманной волокуше притащить его к своей "тридцатке". Утром при дневном освещении вдвоём с земляком механиком Волгарёвым мы закрепили "трофейный" двигатель на свой У-2. Попробовали запустить двигатель. Запускается, но на нужные обороты не выходит, необходимой тяги не даёт. В чём дело? Разбираться времени мало, да и необходимых знаний не хватает. Но какое-то внутреннее чутьё, усиленное большим желанием оживить самолёт, подсказывало мне дальнейшие действия и необходимые операции. Проверил совместимость несколько модифицированного двигателя М-11Д с системами управления и регулировки "тридцатки". Зачистил электрические контакты. Продул фильтр топливной системы. Запустил двигатель снова. Осторожно увеличил обороты. Самолёт клюнул на нос и чуть не сорвался с колодок. Опробовал работу двигателя на малом газе и на взлётном режиме. Давление масла, температура головок цилиндров, давление топлива - всё в норме. Мощность позаимствованного двигателя М-11Д несколько больше, чем у старого на "тридцатке". Попробовал порулить от сарая до взлётной полосы. Отруливать самолёты приходилось механикам часто. Самолёт на земле слушается хорошо. Вырулил на полосу, остановился. Эх, взлететь бы сейчас!

Пока я упражнялся в рулении, пока отремонтированный и оживший У-2 занимал взлётную полосу обстановка на аэродроме резко изменилась. С командной вышки взвились две красные ракеты. Требовали срочно освободить полосу. Сзади заходил на посадку какой-то самолёт. Раздумывать некогда. Я дал полный газ. Самолёт начал разбег. Чтобы дать возможность приземлиться лётчику, вернувшемуся с задания, было необходимо убежать в конец полосы. Скорость растёт. Впереди всё ближе и ближе граница аэродрома. И вдруг, самолёт, словно освободившись от какого-то груза, отделился от земли и повис над полосой. Взлетел, - мелькнула мысль. - Но радости мало. Что же теперь будет? Надо же суметь посадить набирающий высоту самолёт. Внизу мелькнули верхушки деревьев. Всё хорошо. Двигатель ревёт. Самолёт летит. Прибрал обороты. Удержал самолёт от снижения и попробовал развернуться влево. Самолёт послушно отзывается на любое отклонение рулей. Развернулся. Увидел серую укатанную полосу и командную вышку. Еще разворот и посадочная полоса впереди. Нацелился в самый её конец и начал снижаться. Высота падает, скорость увеличивается. Уменьшил обороты двигателя. Полоса под самолётом. Высота всё меньше и меньше. Взгляд на горизонт. Убрал крен. Толчок снизу. Показалось, что какая-то сила начала придерживать самолёт за колёса и за хвост. Значит на земле. Значит сел. Освободил полосу. Подрулил к сараю, выключил двигатель.»

Вот так простой сибирский парень из авиационного механика превратился в «летуна», так в боевых условиях родился будущий великий лётчик, именем которого в последствии назовут самый тяжёлый в мире военно-транспортный самолёт Ан-124-100 «Руслан».

«Что было дальше? А дальше к самолёту подбежал командир полка капитан Котов, был "разбор полёта" и была гауптвахта. Сначала вспомнили про законы военного времени, предлагали отдать под трибунал. Но в связи с увеличением боевых вылетов и ростом самолётных потерь восстановленная "тридцатка" была уже по-настоящему облётана командиром полка, была включена в боевой расчёт 2-ой эскадрильи и успешно летала на штурмовку наземных целей противника. А меня... за вынужденный взлёт простили и представили к награде. Медаль из серебристого металла с выбитым на обратной стороне номером 28901 была вручена мне двадцатилетнему механику в апреле 1942 года в штабе Северо-Западного фронта. Мой земляк - однополчанин сержант В. Волгарёв поздравил меня с наградой и пошутил: "На груди сибиряка могучей одна медаль повисла кучей". На это я ответил своему тёзке: "Ничего. Главное начать на войне медали получать".

В апреле 1942 г. сержант Гладилин В.В. был откомандирован в город Оренбург в Чкаловское военное авиационное училище, которое успешно окончил в 1944г. В марте 1945г. снова прибыл на фронт в 951-ый штурмовой авиационный полк на самолёт Ил-2. Воевал на 3-м Украинском фронте. Участвовал в Венской операции. Успел совершить 15 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, за что получил вторую боевую награду - орден Красной Звезды.

После Великой Отечественной войны продолжил службу в Мурманской области на аэродроме Мончегорск на самолётах Ил-28 17-го гвардейского штурмового авиационного полка. В 1957 г. заочно учился и закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию в Монино. После окончания академии служил заместителем командира 566-го военно-транспортного авиационного полка в Сеще. Летал на самолёте Ан-12. Участвовал в переучивании летного состава индийских и иранских ВВС. Обеспечивал работу ледовой экспедиции «Северный полюс-16». Возглавил государственную комиссию по открытию Северной трассы Москва-Токио.

После окончания курсов при Военной академии Генерального штаба получил назначение на должность заместителя командира 6-ой гвардейской военно-транспортной авиационной Запорожской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии на аэродром Кривой Рог. Самостоятельно одним из первых в ВТА переучился и успешно освоил самолёт Ил-76. Воин-интернационалист. Выполнял служебные командировки в Сирию (дважды), в Эфиопию (дважды), Анголу (дважды) и во Вьетнам.

Осенью 1963г. полковник Гладилин В.В. был назначен Председателем государственной комиссии на Первом выпуске лётчиков-инженеров Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков. Из рук легендарного лётчика путёвку в небо получили 144 лейтенанта ВВС. В последствии выпускники Первого выпуска лётчиков-инженеров стали: двое (Ковалёнок В.В. и Зудов В.Д.) - лётчиками-космонавтами и Героями Советского Союза, семь – генералами ВВС, восемь - Заслуженными военными лётчиками СССР, двое – Заслуженными пилотами СССР, десять выпускников имеют учёные степени. 63 выпускника, как и их наставник Гладилин В.В., принимали участие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках земного шара и стали воинами-интернационалистами.

С 1965г. по 1969г. генерал-майор авиации Гладилин В.В. был командиром 7-ой военно-транспортной авиационной дивизии в городе Мелитополь на самолётах Ан-12. В 1968 г. дивизия принимала участие в Чехословацких событиях, а также во всех войсковых и авиационных учениях того периода.

В 1969г. генерал Гладилин В.В. назначен на должность первого заместителя командующего Военно-Транспортной Авиации Советского Союза. Соединения и части ВТА начали активно переучиваться на новую авиационную технику.

Ветераны ВТА вспоминают такой случай. На аэродром Витебск инспектор-лётчик полковник Орленко перегнал с завода новый самолёт Ил-76 для переучивания лётного состава. На стоянке полковника встретил генерал Гладилин. Он попросил инспектора провести с ним тренаж в кабине Ил-76 с участием экипажа самолёта. Перед этим генерал Гладилин тщательно изучил Инструкцию по пилотированию нового самолёта. Тренаж на земле по действиям командира и членов экипажа на рулении, взлёте, наборе высоты, в полёте, на снижении и посадке был проведён в течение нескольких часов. Не были забыты и действия экипажа в особых случаях полёта и при отказах различных систем.

Инспектор-лётчик Орленко остался доволен грамотными действиями и умелым руководством экипажем со стороны генерала Гладилина. И генерал Гладилин предложил полковнику Орленко слетать с ним на самолёте по кругу для закрепления результата тренажа. Два полёта по «большой коробочке» были выполнены блестяще. Так выразился инспектор-лётчик. С этого дня началось переучивание лётного и технического состава 339-го ордена Суворова военно-транспортного авиационного полка, да и всей ВТА, на новый самолёт Ил-76. Аналогичным образом генерал Гладилин В.В. переучился и на более тяжёлый самолёт Ан-22 «Антей».

Всего за годы службы Владимир Васильевич Гладилин освоил 15 типов самолётов.

Но самым ответственным этапом в службе первого заместителя командующего ВТА генерал-лейтенанта авиации Гладилина В.В. был период боевых действий соединений и частей ВТА при вводе Ограниченного контингента Советских войск в Афганистан.

Афганская эпопея для экипажей ВТА началась значительно раньше официальной даты ввода наших войск в Афганистан (25 декабря 1979г.) и продолжалась более 10 лет. Так случилось, что генерал Гладилин В.В. осенью 1979г. остался исполняющим обязанности командующего ВТА.

События Афганской войны для ВТА развивались по воспоминаниям генерала Гладилина следующим образом:
«5 ноября 1979г. в штаб ВТА по «кремлёвке» позвонил главный маршал авиации Кутахов:
- Владимир Васильевич, Вы на месте?
- Так точно, товарищ главком.
- Генерал Пакилев не может исполнять обязанности командующего. С этого момента вы командующий ВТА. Приказываю соединения и части привести в боевую готовность.»

Незадолго до этого генерал Гладилин трижды побывал в Афганистане для произведения рекогносцировки аэродромов. Особое внимание уделялось авиабазам Кабул и Баграм. Генерал лично с правого сидения самолёта Ан-24 облетал будущие маршруты нашей авиации,
на машине объехал аэродром Баграм и по спидометру промерил все лётное поле: ВПП, рулёжные дорожки, места стоянок самолётов. Но главное приобретение, которое удалось заполучить в ходе рекогносцировки, была карта Афганистана со всеми аэродромами, их координатами, географическими особенностями и схемами захода и посадки.
Ценность результатов этих трёх командировок была несомненной, что стало особенно ясно ранним утром 25 декабря, когда начался ввод Ограниченного контингента войск в Афганистан. 50 Ил-76, 40 Ан-22 «Антей» и более 200 Ан-12 изготовились к взлёту со своих и промежуточных аэродромов. До пунктов назначения в Афганистане экипажи ВТА летели в режиме радиомолчания.

В ходе выполнения воздушно-десантной операции по вводу войск в Афганистан в период с 25 по 28 декабря 1979г. за 55 часов самолётами ВТА двумя рейсами было выполнено 343 вылета, перевезено почти 7.750 человек личного состава, 892 единицы боевой и другой техники, а также 1.062 тонны грузов.

Генерал-лейтенант Гладилин В.В., исполнявший в эти тяжёлые дни обязанности командующего ВТА, вспоминал: - Три месяца я не выходил из управления. Нужно было непрерывно управлять войсками и контролировать ситуацию. Каждый месяц экипажи
выполняли от 150 до 200 рейсов как в Афганистан, так и обратно в Советский Союз. А во время проведения крупномасштабных операций количество вылетов ВТА доходило до 400—500 в месяц. Контингент советских войск непрерывно снабжался по воздуху всем необходимым не только для боевых действий, но и для жизни. Части ВТА обеспечивали маневр фронтовой и армейской авиации. Немалую долю в общем объёме перевозок составляли и гуманитарные грузы афганскому народу.

В ходе одного из полётов в Афганистан Владимир Васильевич был ранен. После лечения в госпитале в 1981г. ушёл в отставку. За боевую работу в ходе Великой Отечественной войны, безупречную службу, безаварийную лётную работу, успешное переучивание лётного и инженерно-технического состав, за умелое управление соединениями и частями в годы Афганской войны генерал Гладилин В.В. награждён: орденом Октябрьской революции, тремя орденами Красного знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» и восемнадцатью другими медалями Советского Союза и стран Боевого содружества.
Владимир Васильевич является почётным гражданином города Нижнеудинска. В честь легендарного генерала Гладилина один из самолётов Ан-124-100 «Руслан» 566-го военно-транспортного авиационного полка, в котором когда-то майор Гладилин В.В. служил заместителем командира полка, получил собственное имя «Владимир Гладилин».

В последние 20 лет жизни Владимир Васильевич активно
занимался общественной работой в Московском совете ветеранов войны, возглавлял Совет ветеранов 306-ой штурмовой авиационной дивизии, являлся председателем Совета музея 306-ой шад в школе № 126 города Москвы.

Для нас Владимир Васильевич Гладилин навсегда останется настоящим Командиром, чутким Наставником, прекрасным Старшим Другом и Человеком с Большой буквы.


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:08

фото


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:12

фото


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:16

фото


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:35

фото


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:38

фото


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:40

фото


кацапов42 - 22-1-2021 в 11:43

фото


Leonid40 - 25-1-2021 в 19:34

Во время Юбилейных торжеств, посвящённых 50-летию нашего Выпуска, в центре внимания всегда был наш "крёстный отец" генерал-лейтенант авиации В.В.Гладилин. Сохранились фотографии с этого незабываемого праздника, которые я с удовольствием размещаю.


Leonid40 - 25-1-2021 в 19:36

фото


Leonid40 - 25-1-2021 в 19:38

фото


Leonid40 - 25-1-2021 в 19:41

фото


Leonid40 - 25-1-2021 в 20:00

фото


Leonid40 - 25-1-2021 в 20:04

фото


Leonid40 - 25-1-2021 в 20:07

фото