Форум Балашовского ВВАУЛ(ВАИ) Последнее посещение: Не было
Вы не зашли [Войти ]
Вниз

Версия для печати | Подписаться | Добавить в избранное   Создать новую тему Опрос:
Автор: Тема: Потеря ориентировки
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 9-11-2004 в 14:29 Ответить с цитированием
Потеря ориентировки



Кто не терял ориентировки в своей летной практике? Единицы. А кто не смог ее восстановить? Тоже единицы. У меня была идея, когда я еще летал: пусть летчики откровенно рассказывают о своих ошибках на каких-нибудь конференциях, без дисциплинарныхных последствий для себя. Была бы польза для всех. Оказалось: форум лучше всего подходит для моей идеи. И забавно, и поучительно, и дисциплинарных последствий ни каких. Приведу несколько достоверных свидетельств.
======Я потерял ориентировку в первом самостоятельном полете. Сзади летевший самолет подрезал круг, поэтому РП дал мне команду вывести самолет из крена. Я вывел... И понеслись подо мной незнакомые деревни. Ведь я ориентиры знал только в пределах круга полетов. РП скомандовал: "Заходи на посадку". А куда заходить, если я не знаю где лечу и где аэродром?! Автоматически выполнил третий разворот, увидел железную дорогу - признак четвертого разворота - и восстановил ориентировку.
====== Вот свидетельство "Камчадала". Он потерял ориентировку в первом самостоятельном полете по маршруту. Никто об этом, конечно не знал, кроме него. Не обнаружил ожидаемого свинарника - признака очередного ППМ - и начал строить планы на будущее. Катапультироваться или лететь до полной выработки топлива? Решил продолжить выполнение плана полета, прикрепленного на фотопулемете: по заданному времени брал очередной курс. В таком "автоматическом" режиме выполнил весь план полета до самой посадки. Только на земле опомнился.
======Вот свидетельство"Чувака". Он так же "автоматически" выполнил план полета по маршруту, не опознав визуально ни одного ориентира. В результате оказался точно над ВПП, но об этом не догадывался, так как ориентировку потерял час назад. Доложил РП, что план полета выполнил, но аэродрома не видит. По командам РП выполнил три полета по кругу, пока не увидел ВПП воочию.
======Формальных описаний подобных случаев можно привести множество. Но только в свидетельствах можно встретить откровенные мысли и почерпнуть действительные уроки.
Урок номер один: летчик временно теряет ориентировку, но РП может об этом только догадываться.
Урок номер два: летчик при потере ориентировки продолжает, чаще всего, выполнять план полета вместо того, чтобы действовать по пунктам инструкции для такого случая.
Вывод: необходима имитация полетов на тренажерах, перед реальными полетами, что позволяет формировать навыки, то есть автоматизированные умения, во множестве способов ориентировки.
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
SAS
Лейтенант
**




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 24-2-2005 в 16:11 Ответить с цитированием


Чет я не понял,АРК не было :?:
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
Sergei
Майор
****




Сообщений: 540
Зарегистрирован: 21-9-2004
Место: Рига, Латвия
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 24-2-2005 в 18:25 Ответить с цитированием


Конечно, налетав несколько тысяч часов, можно только смеяться и недоумевать как люди теряют ориентировку в районе родного аэродрома. А при первых вылетах возможно всякое, и АРК не поможет. :lol:
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
gena
Moderator
******




Сообщений: 23
Зарегистрирован: 23-6-2005
Место: город-герой Минск
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 24-6-2005 в 08:33 Ответить с цитированием


Привет , всем! Хочу рассказать, как я чуть не гробанулся . Аэр. Шперенберг, Германия , 1982 год. Самолёт Ан-12 , КВС Дементьев Серёга.
Я уже был списан, работал на КП ВВС ГСВГ, почти что шишка. Приехал как-то на аэродром с проверкой диспетчерского пункта, зашел на стоянку, а там Серёга, однокашник, молодой командир на загрузку в Альтеслагерь собирается. Ну и говорит, полетели со мной, а то у меня правак пьяный. Я гляжу, а тот и правда с бартачём сидят квасят. Ну у меня слюня побежала. Полетели говорю. Год не летал. Но быстро все вспомнил, на посадке уже без проблем. А вот назад я и расслабился. Уже когда дома садились, стали мы его "притирать", так вот Серёга по молодости забыл 2-ую пару двигателей за проходную убрать, а команду "с упора" дал. Бортач "загазованный" тумблером щёлкнул, но винты в положении полётного малого газа с упора не снимаются . Мы по тормозам, а он несётся. Серёга за аварийный тормоз, а он несётся. И тут я вспомнил, у меня при первых самостоятельных было такое-же. Спасибо правачок, Захаренков углядел. Короче, рванул я РУДы, он заревел, реверсирует. Так мы на последней плите остановились. Порулили на стоянку, смотрю а технота прыгает, руками машет, на колёса показывает. А они дымят во всю. Ну мы у РП просим, пришлите на стоянку пожарку. А он переполошился, видно почуял что-то. Хорошо свой сидел, дежурный лётчик. Еле-еле мы тогда отмазались.
Вообще тогда времена лихие были. Наш экипаж из Чкаловской возвращался. В полёте заквасили, забыли выпустить шасси и сели на брюхо на аэр. Вернойхен. НО это уже другая история. Кому интересно, мыльте.
А вообще идея грамотная. Можно создать сайт типа " не будь балбесом как я ". Ведь много историй просто "замяли".
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
SAS
Лейтенант
**




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 24-6-2005 в 23:44 Ответить с цитированием


Насчёт сайта неплохо,можно и просто "сделать тему". Сам я уже отлетался но читают и действующие-будет пользительно.А "корок" и своих, и чужих на памяти хватало :D
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
pilot
Майор
****




Сообщений: 538
Зарегистрирован: 15-9-2004
Место: Moscow
Нет на форуме

Настроение: А.Пикалов

[*] написано 24-6-2005 в 23:50 Ответить с цитированием


Насчёт сайта неплохо,можно и просто "сделать тему".

Сайт не потяну )) Мож тему открыть? :?:
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) pilot's ICQ status
gena
Moderator
******




Сообщений: 23
Зарегистрирован: 23-6-2005
Место: город-герой Минск
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 25-6-2005 в 00:27 Ответить с цитированием


Насчёт сайта неплохо,можно и просто "сделать тему".

Сайт не потяну )) Мож тему открыть? :?:

Чего уж там. Пусть хоть тема. А то сейчас рассказываешь, как по 80 часов в месяц налётывали - так не верят! Дорогу осилит идущий!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
SAS
Лейтенант
**




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 25-6-2005 в 00:38 Ответить с цитированием


Не хочу отнимать лавры первооткрывателя у geny (его идея)-пусть тему откроет сам,а история такая(без фамилий) год 1991 от рождества , Ан-26, экспедиция за ёлками в Петрозаводск.Ёлки загружены,но дует устойчивый боковичёк 16 порывы до 20.А домой хотца.Народ переглянулся и правак с 2-мя пол-литрами спирта понёсся на метео и к диспетчеру.Добро есть, порулили на исполнительный рули мотыляло так что их застопорили.Пошли на взлёт(полоса в петрозаводске типа просеки,так что деревья прикрывали) стали убирать шасси и тут какк мотануло вниз,потом вверх(это и спасло) и так до 700 метров. Пришли на базу, отковыряли несколько дополнительных маленьких ёлочек из гондол шасси. Иногда не стоит так спешить домой
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
SAS
Лейтенант
**




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 25-6-2005 в 00:41 Ответить с цитированием


Насчёт сайта неплохо,можно и просто "сделать тему".

Сайт не потяну )) Мож тему открыть? :?:

Чего уж там. Пусть хоть тема. А то сейчас рассказываешь, как по 80 часов в месяц налётывали - так не верят! Дорогу осилит идущий!
Не рекорд :D ,знавал людей у которых было 120 и более :D
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 25-6-2005 в 19:04 Ответить с цитированием


Молодцы, ребята! Откликнулись на тему. Расскажу историю про осмотрительность. Было это в 1976 году, Володя Бородин,71 года выпуска, может подтвердить. Командир полка был у нас опытным и всевидящим, но разок и с ним конфуз случился. Должны были днем лететь боевым порядком полка, но с "добром" на полеты получилась задержка, тогда назначили вылет на 30 минут позже и все разошлись по самолетам. Следом пришло "добро", но об этом узнал только командир полка. Он почему-то решил вылетать по первоначальному плану, "по нолям". Запускает двигатели /Ан-12/. Бородин на соседней стоянке, ему борттехник говорит: "Командир уже запускается, нам тоже надо - мы же вторые в боевом порядке". Тоже начали запускаться, хотя до вылета еще 40 минут вроде бы. Ведущий запрашивает предварительный группе. РП удивлен таким ранним выруливанием, но виду не подал - командиру виднее. Бородин в сомнении - ни кто больше не запускается, его борттехник подталкивает: "Пора выруливать". Вырулили. Ведущий запрашивает исполнительный группе. РП видит, что всего два борта вырулили, но исполнительный разрешает - пусть на исполнительном пол-часочка погазует. Ведущий запрашивает взлет группе. У РП времени на раздумья не осталось - взлет разрешил. Остальные только-только начали запускаться. Через восемь минут ведущий командует:"Сборр!"
Со стоянки Коля Блинов, 63 года выпуска, спрашивает: "А нам что
делать?" -"А вы где?" - "На стоянке, вылет на 30 минут был назначен".
Вот теперь до всех все дошло. РП как-будто проснулся, начал организовывать взлет змеиного хвоста. Пара сделала круг над точкой, "хвост" начал взлет по команде РП, чтобы на заданном интервале оказаться и дальше - по плану - сбор и т.д. На разборе полетов ни кто словом не обмолвился об этом казусе. Только в узком кругу РП и Бородин поведали о своих чувствах. Я спустя много лет напомнил командиру полка эту историю, он сказал: "Не помню что-то".
Дай бог ему здоровья, Владимиру Яковлевичу Шабанову. Если бы не Бородин, то я бы поверил, что эта история мне приснилась.
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 6-7-2005 в 11:27 Ответить с цитированием


Радиовысотомер - полезный прибор, если пользоваться им аккуратно. В руководстве к Ил-76 предусмотрены доклады штурмана о высоте 10, 5, 2 м. Штурман Саша Волков усовершенствовал доклад - давал отсчет 5, 4, 3, 2, 1, чем сбивал с толку летчиков, так как частенько эту тираду выговаривал за один выдох. Гена Трофимов пожаловался мне: "Что-то я нюх потерял - взмывать частенько начал". А причина оказалась в штурманской выдумке. На аэродроме Кемерово, если заходить с Востока, перед ВПП - достаточно глубокая ложбина. Отсчеты по радиовысотомеру поэтому дают искаженное представление о глиссаде, если прислушиваться к докладам штурмана о высоте. Коля Демин ночью на этой полосе переднюю ногу сломал по этой причине. А как можно было этого избежать? Вот вопрос!
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
SAS
Лейтенант
**




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 6-7-2005 в 23:26 Ответить с цитированием


На 76 лётчик на РВ смотреть не может? Спрашиваю без подколки, сам только на Ан-24, Ан-26, Ан-72 летал. У нас был один краснодипломник ЧВАКУШ, так тот на глиссаде вообще молчал как партизан, телепатией занимался. На голосовую переходил только после дикого вопля, или львиного рыка (в зависимости от ранга заходящего) ,постепенно народ начал успевать делать всё сам
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 10-7-2005 в 01:04 Ответить с цитированием


На РВ смотреть летчик может, но штурман дает отсчет высоты по РВ на посадке, когда взгляд пилота уже привязан к ВПП.
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
SAS
Лейтенант
**




Сообщений: 363
Зарегистрирован: 25-9-2004
Место: Екатеринбург
Нет на форуме

Настроение: А.Рыгаев

[*] написано 10-7-2005 в 20:45 Ответить с цитированием


Понятно
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) SAS's ICQ status
RVP-70
Лейтенант
**




Сообщений: 114
Зарегистрирован: 18-9-2004
Место: Стрежевой
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 16-7-2005 в 00:25 Ответить с цитированием


летчик может, но штурман ...уже привязан ...

Юрец привет!
Давно тебя не было не видно... Рад был убедиться, что есть еще в сетке мои сверстники...
Как жив здоров, кого видишь из наших? Я тут в Сибири почти одичал... Ну вот на следующей неделе собираюсь наведаться Европу...
Поеду на авто... Самара... Саратов... Беларусь...
Может кого повидаю...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U) RVP-70's ICQ status
Ptitca
Курсант
*




Сообщений: 64
Зарегистрирован: 15-2-2006
Место: Тверь
Нет на форуме

Настроение: чудо

[*] написано 26-3-2006 в 19:49 Ответить с цитированием


Желаю всем как можно меньше ошибок, но для того и учат чтобы грамотно из них выходить. Самому посчастливилось до сих пор полетать без особых происшествий и отказов... тьфу-тьфу-тьфу. Но было.
В Афгане, конец июня 1988, на подходе к Кандагару. я праваком в экипаже командира аэ на Ил-76, t= пустыне + 60,на аэродроме +48, вышли на схему 9100, выпустили шасси, механизацию 25/30 и с земли команда РП " Задержитесь на эшелоне, вертолеты прикрытия не могут взлететь". Командир тянет штурвал на себя и ... картина неприятная- самолет встает на дыбы, угол атаки на АУАСП зашкалил,сигнализация звенит, пока выводили движки на взлетный, убирали шасси механизацию -за 20 секунд очухались на 6000 м. Через 1,5 года над Кабулом иркутский экипаж по такой же команде в облаках перевернули Ил на спину потеряли пространственную ориентировку.

Другой случай смешной! Через год я уже молодой командир корабля, в ноябре получаю молодой экипаж выпускников 89-года. Летим один из самостоятельных маршрутов на тактическую выброску, после второго ППМ штурман докладывает-"командир угол сноса-39градусов надо довернуть" Спрашиваю посмотри какой ветер-" Направление 330- скорость 340 км/ч" (и это на эшелоне 1200м). Принимаю решение довернуть с докладом РП " 391-й попал в струйное течение" и все параметры в эфир, остальные тоже летают надо всех предупредить.., через минуту Штурман "Уклоняемся надо довернуть обратно" в результате по маршруту как бык поссал, на площадку естественно не попали "боевую задачу" не выполнили. На следующий день на разборе смеху было до коликов в животах. А всего лишь штурман не увидел что ДИСС в "память" ушел.
Что-то вспомню отображу. Всем успехов!!!
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 7-12-2006 в 17:51 Ответить с цитированием


Коротенькая история. Некто курсант "Мойша", до этого полетавший уже на планере, полетел на Л--29 на первый самостоятельный маршрут. План полета "списал" у друга, один к одному. Но тот взлетал на 5 минут раньше, с инструктором. Наш "Мойша" , взлетев следом через 5 минут, начал выполнять все развороты на 5 минут раньше. Я с инструктором летел следом, тоже на интервале 5 минут. Инструктор, слыша доклады "Мойши", подрезает наш маршрут и кричит мне: "Ищи его! Он должен быть над первым поворотным!" А "Мойша" тут же докладывает второй поворотный. Инструктор говорит руководителю полетов: "Этот "Мойша" где-то в районе аэродрома кружит, надо его на посадку заводить". Дали ему команду: "Выходи на привод". Так вот он за 20 минут "откатал" полуторачасовой маршрут и благополучно приземлился.
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 16-2-2007 в 02:48 Ответить с цитированием


Даа, читать - читают, но не пишут. Лень или "кому это нужно"? Ладно, помещу классификацию методов и способов ориентировки, применительно к самолетовождению.
%%%%%%%%%%
ОРИЕНТИРОВКА
%%%%%%%%%%
1. Визуальная - по памяти, то есть то, что есть в голове:
1.1. Прямая - обычное применение зрительной памяти, этому мы учимся сами. Эмоциональное восприятие закрепляет в памяти увиденное.
1.2. Обратная - возврат на прежнее место по запомненым приметам, необходим навык предусмотрительности.
1.3. Аналогичная - ориентировка в предположении, что новый объект аналогичен прежде виденному. Так мы ориентируемся в магазинах, вокзалах, полагая, что все они похожи.
%%%%%%%%
2. Документальная - по документам:
2.1. По легенде - описанию местности, ориентиров и примет искомого объекта
2.2. По схеме - по графическому описанию, указателям, условным знакам, нарисованным на бумаге, фото или местности
2.3. По карте - сверяя местность с картой и наоборот, ориентируемся для выхода в нужное место.
%%%%%%%%%
3. Инструментальная - по предварительному счислению пути и используя инструменты, приборы для выдерживания линии пути:
3.1. по опорным ориентирам (ОПРС, РМТ, РСБН,РСДН, КС, радиолокация), то есть привязанным к местности ориентирам
3.2. По карте - прокладкой м-та, расчетом курса, времени, курсовых углов, азимутов, дальностей и др. линий положения
3.3. По координатам - выдерживание линии пути с автоматическим счислением, использованием инерциальных систем и глобальных радиосистем с приемом текущих координат места.
%%%%%%%%%%%%%%%
Поместил потому, что молодежь, купив GPS c КПК, думает, что теперь держат птицу Навигацию за хвост. Чтоб не забывали, что существует еще восемь способов ориентировки и все их нужно комплексно использовать. Иначе потеря ориентировки застанет нас в тот момент, которого мы не ждем.
:umm:
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
алекс
Super Administrator
*********




Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12-1-2018
Место: Вильнюс
Нет на форуме

Настроение: Будем жить!

[*] написано 27-1-2009 в 23:09 Ответить с цитированием


Случилось это однажды летом в девяностые. Я, с моим дружбаном Йонасом,
перегонял Ан-2 в Англию. После посадки на аэр. Хумберсайд (с-в Англия) хозяин
просит перелететь на частный аэр. О.Р. (ю-з Англия). Связь и навигация за его
другом, 60-ти летним планеристом…Солидный мужик. Полет планируется "ниже нижнего".
Мы ударили по рукам и пошли спать. К перелету в штурманском отношении, не готовились,
за исход полета не волновались, т.к. с посадкой в Хумберсайде наши обязательства по контракту закончились.
Утром взлетели…Во время полета сели батарейки GPS нашего, как потом выяснилось, Сусанина. С радиосвязью дело обстояло не лучше...Мы блуданули. Я принялся за счисление пути, КВС - за связь. Пришлось даже вспомнить штурманский расчет в уме, где синусы и тангенсы малых углов равны самим углам если, конечно, выразить их в радианах.
По истечении расчетного времени стали в круг. Частоту аэр. он (Сусанин), естественно, забыл. Травяную ВПП не нашел. Мы чуток еще покрутились и сели в поле (хорошо, что прайвит пропети…). Через пять минут рядом садится вертолет из О. Р. Они нас ждали... и видели, как мы пролетали над ними. Пилот вертолета быстро все уладил с лэндовнером и мы перелетели на аэродром. Оказалось, что мы ошиблись в своих расчетах на 4 мили.
Самые волнительные воспоминания остались от работы с картой в полете, когда мы поняли, что наш компаньон не «рубит» не только в р/связи, но и в навигации. Она была покрыта пленкой, на которой мой карандаш не оставлял следов, а масштаб её был: 5 миль в 1 дюйме.
Просмотреть профиль пользователя Написать пользователю письмо Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
aviarh
Курсант
*




Сообщений: 21
Зарегистрирован: 17-9-2004
Место: Тарту
Нет на форуме

Настроение: No Mood

[*] написано 13-9-2010 в 00:15 Ответить с цитированием


""""В республике Коми расследуют обстоятельства аварийной посадки самолета Ту-154, следовавшего из Якутии (Полярный) в Москву. 7 сентября 2010 г. у лайнера, на борту которого находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа, через 3,5 часа полета на эшелоне 10 км, отказала система электроснабжения, машину пришлось сажать в ручном режиме без радиосвязи на недействующем аэродроме села Ижма в республике Коми. То, что это приземление закончилось благополучно, многие считают чудом. Можно сказать : "Экипаж и пассажиры теперь могут себя называть ИЖЕМЦАМИ, так как в Ижме они "родились вновь""".
**Экипаж действовал единственно правильно, другая возможность - только чудо.
Сразу приступили к снижению для визуальной ориентировки (внизу была слоистая облачность), пока штурман еще помнил место самолета по карте и самолет не изменил курс, не забывали следить за временем. Было раннее утро.
* Какие были альтернативы:
- пытаться сесть на аэродром Ухта (ВПП - 2500 м) , ориентир железная дорога.
- продолжить полет до Вологды (около часа лететь - вдруг двигатели выключатся, вдруг погода там хуже,...).
* Экипаж сразу решил садиться как можно быстрее, пока двигатели работают. Имели в виду посадку либо на реку, либо на озеро, либо на болото (пока под крылом тундра, а не тайга). Хорошо, что вышли на село и увидели ВПП длиной около 1,5 км. На спутниковом фото полосу можно найти (западнее села). Иначе пришлось бы заходить либо на поле, либо на озерко, либо на реку, без выпуска шасси.
*В случае самопроизвольного выключения двигателей шанс на благополучный исход был бы мизерным (пришлось бы просто планировать по прямой, без вариантов).
* То, что не паниковали и были уверены в себе - хорошо. Даже сделали два пробных захода, то есть готовились к посадке наверняка, а не как выйдет.
========
В ВТА с самолетом Ил-76 было не менее трех случаев обесточения самолета и не менее трех случаев пожара на самолете.
В Югославии экипаж на обесточенном самолете кружил вираж, дожидаясь утра, но площадку для посадки выбрал не удачно. Погибли.
Экипаж Соболева нормально приземлился на обесточенном самолете, не повредив его.
Экипаж Зеленко приземлился на горящем самолете и спас 200 человек от гибели.
Экипаж Калмыкова пытался ночью дотянуть до ВПП, но крыло сгорело раньше (надо было штурману короче заход строить). Погибли.
======
Сейчас компьютерные симуляторы позволяют вырабатывать навыки принятия решений и действий для подобных случаев. Очень полезно.
Да и в плане полета можно предусмотреть возможные аэродромы или заведомо проверенные площадки для аварийной посадки через каждую сотню километров маршрута. Компьютер может непрерывно выдавать курс и удаление до таких ближайших "спасительных точек". Спецы по безопасности, помимо сочинения философских отчетов, могли бы разработать такую систему.
===
Самолеты стареют, надежность падает, а выжить, вопреки всему - задача похвальная. Предусмотрительность вырабатывается с возрастом и опытом, а молодых - лучше на симуляторе "до седьмого пота" гонять.
Просмотреть профиль пользователя Посетить домашнюю страницу пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя Отправить пользователю личное сообщение (U2U)
Создать новую тему Опрос:


На верх


Powered by XMB
Developed by Aventure Media & The XMB Group © 2002-2005